Журнал Forbes опубликовал рейтинг самых выгодных франшиз 2018 года. В Ульяновске не представлено до сих пор значительной части из тридцатки коммерческих сетей, а некоторые успели закрыться. Впрочем, на местном рынке все же есть примеры открытия успешных франшиз. Какие успешные, а также растущие франшизы не дошли до Ульяновска, сколько стоит открыть ресторан KFC и в каком случае можно становится франчайзи - в материале 73online.

Из рейтинга франшиз, который журнал Forbes опубликовал в июле, в Ульяновске представлена лишь половина компаний. Это магазин матрасов «Аскона» (№1 в категории от 5 млн рублей инвестиций), приложение-справочник 2ГИС, пиццерия «Додо Пицца», школа скорочтения IQ007, мебельный магазин MrDoors, агентство недвижимости «Миэль», лабораторная служба Хэликс, магазин бытовой техники «Позитроника», магазин оптических приборов «Четыре глаза», кухни «Мария», лаборатория «Инвитро», футбольная школа «Юниор», курьерская служба СДЭК, туристическая сеть «Слетать.ру», павильоны мороженого «33 пингвина» и магазин канцтоваров GrossHaus.

Ещё несколько известных брендов закрылись в нашем городе несколько лет назад — итальянский ресторан IL PATIO, который располагался в ТЦ «Версаль» и принадлежал бизнесмену Александру Крутову (ресторан-клуб «Шипр», недавно открывшийся Green Hall), а также сеть кофеен «Шоколадница».

- Компанию «Росинтер» - владельца франшизы IL PATIO - я считаю лучшей в России. Они оказывали поддержку на каждом этапе от открытия до оперативного управления, - рассказал Александр Крутов 73online. - Было много причин, почему пришлось закрыть ресторан. Неправильная локация на 3 этаже маленького торгового центра, неоправданно высокая аренда бывших собственников «Версаля», дорогие продукты для качественного меню, санкции по топовым позициям продуктов: хамон, пармезан, итальянская мука, кризисы 2008 и 2014 годов.

По мнению Крутова, на ульяновском рынке востребованы франшизы с дешевым (до 5 млн рублей) «входом», но высоким потенциалом, как, например, «Додо Пицца». По данным сайта компании, взнос для входа во франшизу составляет 350 тысяч рублей плюс НДС, минимальные вложения — 6 млн рублей.

Когда Евгений Тимощенко в 2013 году открыл первую «Додо Пиццу» в Ульяновске, франшизу на нее ещё не продавали. Он почти уговорил основателя сети пиццерий Федора Овчинникова стать партнером по бизнесу.

- Овчинников пригласил на обучение и сказал, что там посмотрим. Денег у меня на открытие по всем стандартам не хватало, поэтому он предложил сначала мне попробовать самому открыть пиццерию, и если все будет хорошо, то присоединиться к нему. Но в процессе я ещё раз поговорил с Овчинниковым и он согласился запустить её вместе, потому что мне удалось все сделать по стандартам компании, - рассказывает Евгений Тимощенко. - Я выбрал франшизу «Додо Пицца», потому что читал блога Овчинникова и вдохновился показателями компании. Я находился в поиске, на чем сосредоточиться в бизнесе, потому что разрывался между разными направлениями и нигде не фокусировался.

Перед поездкой на обучение в Сыктывкар Евгений с общепитом был не знаком, но верил, что если удастся убедить Овчинникова стать партнером, то все получится.

- Не важно, чем заниматься, важно как. На любом рынке и в любом деле можно зарабатывать, тем более если он годами существует и проверен. Поэтому не было сомнений, что дело пойдет, - вспоминает Тимощенко.

Пиццерии в Засвияжье и в центре уже окупились — в среднем по сети на это требуется 3-4 года. «Додо» в Новом городе окупится быстрее из-за узнаваемости бренда, уверен владелец.

- Когда мы только заходили, то никто не знал про бренд, не было много денег на рекламу и не хватало опыта. Это все накладывается, поэтому более долгий срок окупаемости, - поясняет Евгений Тимощенко.

Помимо Ульяновска Тимощенко вместе с партнером открыл пиццерии в Екатеринбурге. В уральской столице сейчас 4 точки:

- Рынок в Ульяновске ограниченный, здесь можно открыть максимум ещё три пиццерии. Больше нет смысла. Соседние города-миллионники были заняты, поэтому мы отправились на разведку в Екатеринбург. Там и выиграли тендер на открытие. Там хороший рынок: высокий доход у населения и живет много людей. Ульяновск отличный город, просто со своими особенностями. Здесь не важно, сколько инвестировать во франшизу. Проблема в том, на кого рассчитаны эти франшизы, какой там средний чек, сколько стоят их услуги. У нас нельзя открывать некоторые московские франшизы - в Ульяновске они тяжело окупятся. А если будет высокое качество за разумные деньги, то у нас это хорошо пойдет, и неважно, сколько такая франшиза стоит.

Сейчас Евгений собирается открыть ещё одну пиццерию рядом с ТЦ «Аквамолл».

Кто до нас ещё не добрался

Меньше всего в Ульяновске представлены франшизы, объем инвестиций в которые составляет более 5 млн рублей и менее 1 млн. Получается, что потенциальных франчайзи пугает требуемый объем инвестиций либо небольшая выручка при открытии малобюджетной франшизы. Например, чтобы открыть детский сад сети Sun Scholl требуется 8,8 млн рублей, а годовая прибыль составит 4,7 млн (здесь и далее - данные журнала Forbes). Сеть автосервисов «Вилгуд», запущенная четыре года назад, уже выросла до 107 точек, но в нашем городе не представлена до сих пор. Вложив 5 млн рублей первоначально, франчайзи получит ежегодную прибыль в размере 6 млн. Не стоит забывать, что кроме инвестиций отдельно выплачивается паушальный взнос франчайзеру и ежемесячное роялти.

Совсем скоро в Ульяновске откроют пиццерию Papa John’s. Запуск точки в городе обойдется владельцам в 11 млн рублей, а годовая прибыль должна составить 5 млн. Также в ноябре должен открыться первый в Ульяновске ресторан популярного фаст-фуда KFC. Первоначальный взнос для открытия точки, по найденной нами информации, оценивается в 3 млн рублей, а вложения могут достигать почти 45 млн.

Более скромные по капиталовложению франшизы в Ульяновске пока не открывают. Например, петербургская сеть кафе-мороженого Gelateria Plombir предлагает начать с полумиллиона рублей. На эти деньги можно оплатить паушальный взнос и брендированную стойку на колесах. Прибыль небольшая — 1,7 млн. В случае неудачи владельцы сети обещают вернуть взнос. А салон отбеливания зубов White & Smile, выросший до 270 точек, требует вложить всего 300 тысяч рублей, рассмотрит четыре варианта сотрудничества, в том числе без роялти и взноса, и обещает 900 тысяч рублей прибыли.

Кроме вышеперечисленных франшиз, в Ульяновске не представлены такие популярные сети, как футбольная школа «Чемпионика» (455 точек, соотношение инвестиций и годовой прибыли - 500 тысяч/3 млн рублей), автосервисы FitService (125 точек, 5,2/4,5 млн рублей), медцентр «Лечу» (83 точки), станция хромирования Unibrait (109 точек, 1,7/5,6 млн рублей), мобильная автомойка Fast and Shine (464 точки, 200 тысяч/1,2 млн рублей), учебные центра «Годограф» (69 точек, 500 тысяч/1,5 млн рублей).

Эксперты полагают, что открытие точки той или иной сети в Ульяновске связано со спецификой местных рынков в определенных сферах.

- Очень много факторов, почему франшиза представлена в городе или нет. Во-первых, это зависит от особенностей местного рынка - какой объем рынка, какая конкуренция. Обычно франшизы делаются с прицелом на быстрое развитие бизнеса. Но если ниша рынка уже занята, то бизнес не может нормально развиваться, потому что инвестиции могут не окупиться, ведь это новый непредсказуемый рынок, - говорит аналитик отдела анализа рынков управления инвестиционного консультирования АО «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин. - Я думаю, что глобально тут играет роль ещё и размер рынка. Ульяновск - это относительно небольшой региональный рынок, и очевидно, что некоторые франшизы ориентированы на закрепление на больших рынках. В регионы они уйдут потом. Это следствие размера рынка.

Хитрый «МанхеТТен»

С известными франшизами в Ульяновске связан один интересный эпизод. Сеть фаст-фуда Subway открывала свой ресторан в центре Ульяновска. Спустя примерно год после открытия заведение переименовали в «МанхеТТен». Возможно, владельцы заведения поступили так, чтобы не платить за франшизу, потому что меню и стиль заведения остались прежними. По словам Тимура Нигматуллина, такая практика не редкость и ничего хорошего она в себе не несет:

- Я общался с топ-менеджментом Subway на эту тему. Они говорили, что такие случаи есть, и это не добросовестная практика, она не несет ничего хорошего ни для франчайзи, ни для франшизы. В основном так поступают неопытные предприниматели, которые рассчитывают увеличить норму прибыли от актива, отказавшись от взносов. Но в конечном итоге это ведет к тому, что заведение ухудшает нормы обслуживания, теряет посетителей. Это серый сегмент, который может попадать и под нарушения договора и так далее. Я считаю, что обычно такие компании долго не держаться, потому что нет гарантий качества, чтобы привлекать посетителей в том объеме как раньше, нет доступа к поставщикам, и ничем хорошим это не заканчивается. Я допускаю, что в некоторых сегментах рынка, есть много небольших игроков с небольшими инвестициями. Но в большинстве своем они больше теряют с точки зрения прибыли на вложенный капитал. Может, они и улучшают величину чистой прибыли от выручки, но сама выручка снижается. Если доступ к бренду не может быть сохранен, то, естественно, это требует либо компенсации в виде маркетинговых расходов, либо приведет к тому, что какой-то вид бизнеса будет терять популярность. Сама по себе франшиза почему существует? Потому что несет выгоду для обоих участников — они далеко не исчерпываются инструкциями, обучением персонала и контролем качества.

Самой быстрорастущей франшизой в России, по версии сайта franshiza.ru, сейчас является сеть вендинговых автоматов игрушек «Мангустин». Сумма инвестиций составляет от 239 тысяч до 4,5 млн рублей. Роялти в сети отсутствует. Найти данные о наличии автоматов в Ульяновске 73online не удалось. Также в нашем городе ещё не представлена новая франшиза Palermo — создатели предлагают начать бизнес за 59 тысяч рублей без выплаты роялти.

Считается, что франшиза - это хороший выбор для бизнесменов, которые не хотят рисковать и получать небольшой, но гарантированный доход.

- Предпринимателя должна в первую очередь интересовать рентабельность вложений — сколько он вложил и сколько он получит прибыли на свой капитал. Учитывая при этом риски. Исходя из этого баланса, предприниматель подбирает для себя варианты. Если какие-то франшизы попадают под интересное ему сочетание риска и доходности, он инвестирует туда. Франшиза снижает риск, потому что они дают инструкции, обучают, но также снижается и доходность, потому что придется платить в большинстве случаев. Если предприниматель рассматривает для себя бизнес с низким уровнем рисков, если такое замечание уместно для бизнеса, то он выберет франшизу. Если он заинтересован в прибыли, то, наверное, он будет больше рисковать, - отмечает Тимур Нигматуллин.

Артем Горбунов