Отдел хранения Ульяновского областного художественного музея продолжает серию публикаций о своих экспонатах. Сегодня речь пойдет о стекле — необычайно красивом и загадочном материале. Оно может меняться от кристальной прозрачности до матовости, способно передать неповторимую игру света и оттенки. В руках художника стекло превращается в произведение искусства.

История Императорского стеклянного завода в Петербурге начинается с 1777 года, и за короткое время из небольшого предприятия завод превратился в одно из самых крупных стекольных производств Европы. На протяжении XVIII в. завод выпускал в основном изделия из бесцветного стекла с орнаментальными и сюжетными гравировками. Екатерина II в 1780-х гг. была увлечена английским искусством, что сказалось и в художественном оформлении отечественного стекла. Гравированный декор на стекле в виде «аглицких цветков» приобрёл популярность в 1780-1790-х гг.

В музейной коллекции такое стекло XVIII века представлено кубками с двуглавыми орлами, вензелями и государственным гербом.

Кубок с вензелем. Третья четверть XVIII в. (времени правления императрицы Екатерины II). Петербургский стекольный завод. Стекло бесцветное, гравировка матовая, шлифовка.

Интерес к истории, увлеченность мировой культурой отдельных эпох, создавали моду на различные сюжеты и формы. Император Николай I и его семья были увлечены сюжетами из «рыцарской эпохи». Императрица Александра Федоровна оказала существенное влияние на развитие интереса к средневековому искусству и его неоготической интерпретации в прикладном искусстве. Так родился «Готический» сервиз, изготовленный в 1832 году для Зимнего дворца по проекту архитектора Ивана Алексеевича Иванова (1779-1848), с 1815 по 1848 годы — художественного руководителя Императорского стеклянного завода.

В нашем музее хранится графин с пробкой из «Готического» сервиза.

Графин с пробкой. 1830-е гг. Санкт-Петербург. Императорский стеклянный завод (далее ИСЗ). Стекло двухслойное (бесцветное с синим нацветом); выдувание, гранение, шлифовка, полировка.

Этот сервиз редко возобновлялся (в списке повторявшихся в 1841 – 1847 гг. сервизов он отсутствует). Техника так называемого «накладного стекла», которая состояла в том, что на бесцветный слой накладывался слой стекла цветного, давала возможность получать эффектные рельефные цветные орнаменты, напоминающие о цветовой гамме средневековых витражей. Судьба у таких хрупких изделий, как царские сервизы, была разной, как и у людей этой эпохи. Ни один музей не может похвастаться полным комплектом сервиза из стекла, сохранившимся в собрании с дореволюционного времени. Одни из них разбились, другие «эмигрировали», а оставшиеся сейчас выставляются в музейных экспозициях.

Предметы из «Готического» сервиза. По проекту И.А. Иванова 1832 г. ИСЗ. Стекло двухслойное (бесцветное с нацветом синим, зеленым, «золотого рубина»); выдувание, гранение, шлифовка, полировка. Из собрания Государственного исторического музея (Москва).

К лучшим образцам нашей коллекции относится стекло с нацветом «золотой рубин» и зелёным стеклом второй половины XIX века. Рецепты цветного стекла для завода были разработаны великим русским ученым Михаилом Ломоносовым еще во второй половине предыдущего века. Помимо сюжетных изображений и орнаментов с помощью гравировки на изделиях часто выполнялись различные надписи, монограммы, памятные даты.

Креманка с монограммой «М» под императорской короной. Монограмма Великого Князя Михаила Николаевича (?).

Этот набор для вина своей формой и росписью цветными эмалями напоминают мозаику и ковры Византии и Персии. Роспись стекла эмалью технологически аналогична живописи по стеклу, но эмалью здесь называются легкоплавкие стекла, которые при слабом огне закрепляются обжигом. Прижигают их в муфельной печи при температуре 450—55О°С, во время которой краска соединяется со стеклом.

Кувшин и рюмка (1855-1881). Санкт-Петербург, ИСЗ. Стекло зеленое, роспись эмалями, золотом.

В конце XVIII века в России была освоена технология производства хрусталя, которую привез мастер Императорского стекольного завода Ефрем Карамышев, в 1783-1788 годах обучавшийся химии, минералогии и стекольному делу в Англии (хрусталь был изобретен в 1676 году англичанином Джорджем Равенскрофтом). Императорский завод выпускал много изделий очень модного в то время хрусталя.

В XX столетии традиции Императорского стекольного завода продолжили мастера Ленинградского завода художественного стекла (ЛЗХС). Ленинградская школа стекла хорошо представлена в коллекции музея, среди них такие яркие имена как Е.В. Яновская (с 1952-1975 гг. — главный художник на ЛЗХС) и А.И. Маева (с 1955 года — художник на ЛЗХС).

Проходит время, меняются представления о ценности и культурной значимости предметов, но неизменными остаются их высокие эстетические характеристики, соотнесенные с их эпохой.

Яновская Е.В. (1913 – 1992) Кубок «Сокол». 1963. Ленинградский завод художественного стекла. Хрусталь бесцветный, гранение, гравировка. Инв. 2334. // Маева А.И. (1928-2007). Сухарница. 2 пол. XX в. ЛЗХС. Хрусталь бесцветный с розовым нацветом, гравировка, резьба.

Использованные источники: *Долгих Е.В. «Русское стекло XVIII века». Собрание Государственного музея керамики и «Усадьбы Кусково XVIII в.». М.: Искусство, 1985. С. 22.

Дарья Косаринова