Ленинский суд изучает гигантское уголовное дело строительной компании «Максима». Директору Андрею Сидорову, по всей видимости, придется еще долго ходить на свидания с Фемидой — за полгода процесса допросили четыре сотни дольщиков, а это даже не половина от общего числа. Сам господин Сидоров фиксирует «трансформацию сознания» у тех, кто купил квартиры в его жилом комплексе — якобы сейчас они понимают, что зря пошли на поводу у чиновников и обанкротили его компанию. Дольщики не совсем согласны с этим заявлением.

«У нас есть вопросы»

На первое в 2023-м году заседание Андрей Сидоров пришел в черной водолазке и черном пиджаке, из кармана которого выглядывал краешек белого платка. Неизменного спутника на этом процессе — ноутбука с прикрепленной к нему фотографией проекта ЖК «Молодежный» (на фото) — на этот раз с подсудимым не было.

Как выяснилось, на процессе все еще допрашивают клиентов «Максимы». Однако на этот раз — видимо, из-за морозов — никто не явился. Зато поступило с десяток заявлений о том, что лично участвовать в процессе дольщики не хотят.

— Потерпевших в деле больше тысячи, — комментирует адвокат Юрий Саркисов. — Приходят по несколько ежедневно, всего было 400 человек. Конфликтных ситуаций нет. Мы выясняем обстоятельства заключения договоров — многие квартиры покупали по переуступке, «Максима» эти договоры не заключала. У нас есть вопросы, насколько обосновано они включены [в обвинение].

Не дали достроить

Пока самый строгий приговор по делу о долевом строительстве, вынесенный в регионе, — шесть лет колонии общего режима. Андрей Сидоров при этом лидирует среди подсудимых застройщиков по количеству потерпевших и сумме ущерба, а потому есть основания предполагать, что рекорд по суровости наказания может быть побит. Но бизнесмен предпочитает искать для себя позитивные примеры — приводит в пример Андрея Осьмачку (гендиректор ООО «Базис», не сдал дом на улице Транспортной — прим.). Суд оправдал его, не найдя в действиях застройщика признаков хищения.

По мнению директора «Максимы», у него такая же ситуация.

— Согласно экономической экспертизе, мы собрали 688 миллионов, а построили почти на миллиард. Остался еще продукт производства — нереализованные квадратные метры. Их можно было продать за сотни миллионов и на эти деньги достроить дом, — считает Андрей Сидоров.

Застройщик говорит, что завершить работы могли с помощью инвестора — якобы даже нашлась компания из Казани. Однако после заключения его под домашний арест в декабре 2018 года желающие вложиться в проект исчезли.

По словам бизнесмена, в суде он показывает потерпевшим результаты экспертиз, и у людей «происходит трансформация сознания» — якобы они начинают понимать, что не стоило банкротить компанию. Тем более обещанных от государства компенсаций за купленные в ЖК квартиры дольщики все еще не получили.

Не строил сам и не давал другим

Не стоит думать о директоре «Максимы» как о «белом и пушистом», говорит руководитель регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ, представитель инициативной группы дольщиков Руслан Хайров.

— Стройка стояла несколько лет. Регион мог помочь: забрать оставшиеся площади и достроить за счет этого дом. «Стройзаказчик» был готов найти подрядчика, но Сидоров не согласился. Мол, это его объект, его детище, он его не отдаст, может предоставить только определенное количество квартир. Но его калькуляция оказалась неинтересна инвесторам, — говорит Хайров.

При этом комиссия недавно признала дом непригодным для проживания из-за нарушений при строительстве, рассказывает Руслан Хайров. Одно из ключевых — несоответствие требованиям по инсоляции (величина попадания солнечных лучей в помещение — прим.). Из-за этого в доме могли размещаться только временное жилье — об этом, по словам Хайрова, указано даже в проектной документации. Однако Сидоров продавал помещения именно как квартиры для постоянного проживания.

Фонд развития территорий (преемник Фонда защиты прав дольщиков — прим.) должен был до конца прошлого года провести заседание наблюдательного совета и принять решение о выплате дольщикам компенсаций, но до сих пор заседания не состоялось, рассказывает Хайров. Он предполагает, что дело в финансировании — только для Ульяновской области на выплату компенсаций необходимы миллиарды рублей.

Поэтому дольщики продолжают ждать, а Андрей Сидоров — ходить на судебные заседания. За особо крупное мошенничество ему грозит 10 лет колонии.

Справка

24-этажный ЖК «Молодежный» на улице Буинской начали возводить в 2011 году, но до сих пор не сдали. Директора компании-застройщика «Максима» Андрея Сидорова обвинили в мошенничестве с деньгами дольщиков: якобы собранные 984 миллиона рублей он потратил на цели, со строительством не связанные. Сам он вину не признал. «Максиму» признали банкротом, а дом планировали достроить за счет государства. Однако при обследовании объекта нашли нарушения строительных норм, и решение изменили на выдачу компенсаций. Следственный комитет недавно сообщил, что завел уголовное дело в отношении должностного лица, которое разрешило «Максиме» продолжать строительство, несмотря на допущенные нарушения.

Андрей Семёнов