В конце января московская общественная организация "Принципъ", известная громкими судами по защите Истринского леса и водоохранных зон Подмосковья, подала иск к минприроды Ульяновской области. Основываясь на обращениях жителей, общественники требовали установить зону санитарной охраны (ЗСО) источников питьевого водоснабжения Волги на территории региона. Москвичи были уверены в победе, но в итоге дело проиграли. Одним из оснований стало отсутствие регионального представительства организации. Минприроды говорит, что компания ошиблась, указав ведомство ответчиком, а эксперты считают, что суд отказал в иске по формальным причинам.

Межрегиональная организация "Общество защиты прав потребителей и охраны окружающей среды "Принципъ" (Москва) подала иск в Ленинский районный суд. Он адресован минприроды и цикличной экономики Ульяновской области (министр Гульнара Рахматулина - прим. ред.). Истец, действуя в интересах неопределенного круга лиц, требовал обязать ведомство установить зону санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения Волги в регионе. О такой необходимости, как указывают авторы заявления, говорят Водный кодекс и законодательство о сан­эпидблагополучии населения. В пределах подобных зон запрещается или ограничивается жилищное строительство, возведение промышленных или сельскохозяйственных объектов — чтобы защитить источники водоснабжения от загрязнения. Устанавливать границы и режим зон санитарной охраны в соответствии с постановлением регионального правительства (№ 16/299П от 6 июля 2018 года) должно местное минприроды. До сих пор в Ульяновской области зона санитарной охраны не установлена. В иске также указано, что отсутствие ЗСО прежде подтверждали и надзорные органы, "однако предпринимать какие-либо действия для проведения проверки и устранения нарушения прав потребителей управление Роспотребнадзора отказывается". Об этом писал "КоммерсантЪ" в начале 2021 года.

Справка 73online.ru: "Принципъ" существует с июля 2007 года, организация получила известность благодаря своим искам по защите Химкинского леса, а также закрытии незаконного Истринского полигона ТБО. Она же добилась отмены незаконных градостроительных документов и сноса пяти домов вдоль береговой линии канала им. Москвы и Клязьминского водохранилища, судилась с мэрией Москвы, посчитав незаконной отмену нормативных актов времен СССР, устанавливающих зоны санитарной охраны водных объектов, снабжающих граждан питьевой водой.

Председатель "Принципа", адвокат Дмитрий Трунин ранее пояснял, что организация решила обратить внимание на Ульяновск после обращений жителей города. По его словам, отсутствие зон санитарной защиты водозаборов — беда многих регионов страны, что ведет к появлению незаконной градостроительной документации, незаконной застройке берегов и последующему загрязнению воды. Он был уверен, что суд встанет на сторону общественников: "Есть закон и есть, в конце концов, законы природы, от которых никуда не уйти, и если не устанавливать зону санитарной охраны, однажды наступит коллапс".

Однако москвичам не удалось выиграть дело. 28 февраля Ленинский районный суд Ульяновска под председательством судьи Богомолова счел, что у "Принципа" не было права подавать иск, поскольку у организации отсутствует филиал на территории региона. Кроме того, заявленные требования якобы вообще не подлежат рассмотрению судом, в связи с этим производство по административному делу было прекращено. Аналогичное решение 11 марта приняли по искам в адрес городской администрации и УМУП "Ульяновскводоканал" — "Принципъ" требовал от них разработку проекта зон санитарной охраны.

Бывший руководитель регионального управления Росприроднадзора, активист ОНФ Александр Каплин в комментарии 73online.ru заявил, что решение райсуда его удивило.

— Конечно, общественная организация — это не прокуратура, но она тоже может по закону обращаться в защиту прав неопределенного круга лиц, если закон и устав самой организации в этой части совпадают. Странно, что одно из оснований для признания отсутствия полномочий у организации на обращение в суд, явилось то, что у нее нет представительства в регионе. Это что-то новое, возможно, связано с чередой ограничений прав общественных организаций на активность в последние годы, — говорит эксперт.

73online.ru также обратился за разъяснением к главе регионального минприроды Гульнаре Рахматулиной. Она по-прежнему не признает иск и утверждает, что подготовка проекта по определению границ ЗСО источников водоснабжения не входит в полномочия ведомства, министерство лишь устанавливает эти границы на основании разработанных собственниками сооружений проектов. В пресс-службе ведомства заявили, что "Принципъ" "обратился не по адресу".

До врио управления Роспотребнадзора Елены Дубовицкой, которая обязана контролировать наличие и соблюдение требований ЗСО, дозвониться не удалось.

Дарья Косаринова