15 ноября на заседании комиссии Общественной палаты по вопросам экологии и охраны окружающей среды рассмотрели острейший вопрос ульяновской экологии – начавшуюся рекультивацию загрязненного нефтепродуктами участка Винновской рощи. Подготовительные работы по проекту стартовали в начале октября, на прошлой неделе подрядная организация АО «ТСНРУ» приступила к выемке грунта в районе южных ручьев и демонтажу недействующих сооружений очистки.

Общественники подняли вопрос спасения грунта в Винновской роще после катастрофы 60-летней давности. Тогда с рельс сошел состав, который перевозил нефтепродукт. Чтобы не произошел взрыв, горючее слили в резервуар и закопали в землю. По истечении времени выяснилось, что тара дала течь и нефть начала пропитывать территорию.

Установлено, что так называемая линза будет сочиться еще приблизительно 20 лет. Виновные в случившемся известны – это организация, которая отвечала за железнодорожное сообщение, вот только было это, получается, в другой стране, а нынешняя организация - РЖД к случившемуся отношения не имеет.

«Нефтяные пятна в роще я, будучи тогда инспектором, обнаруживал еще в середине девяностых, все знали, что источником является подразделение железной дороги. С тех пор тема то угасала, то вновь возникала. Вопрос мы несколько раз разбирали с разработчиком проекта, выносили рекомендации, в итоговом варианте они были учтены», - сказал председатель комиссии Лев Левитас.

Эксперты выясняли, каким образом можно ликвидировать нефтяную линзу, убрать загрязненный грунт, при этом не затронуть чистые породы заповедника, не принести ущерб растительности и сохранить территории прежний статус.

На протяжении нескольких месяцев жители Винновской рощи наблюдали специфичный запах. Власти решили сформировать проект по очистке загрязнений. На рекультивацию выделено 256 млн рублей из федерального бюджета. Большая часть их уже освоена. В 2023 году планируется получить еще около 80 млн рублей.

За время создания проекта по очистке территории парка проводилась масса исследований и проб почвы грунта и воды. Подрядчик АО «ТСНРУ» продемонстрировал образец забора воды из местного родника. Вода, представленная в пробирке - абсолютно черная.

Что делать?

По словам представителя фирмы-подрядчика Дмитрия Глебова, сложность оказалась в том, что единого мнения как проводить рекультивацию нет. Наиболее приемлемый и реализуемый способ – снимать и вывозить пораженный грунт. Логично был поднят вопрос - куда же его в таком случае везти, ответ был дан: «На объект, имеющий лицензию на проведение подобных работ». Однако, что это за объект - разъяснений не последовало.

В настоящее время проект отправлен на повторное согласование в Росприроднадзор. С октября проводится расчистка русел от валежника. Сейчас обустраивают временную подъездную дорогу, также закупают материал и технику малой механизации. Будут применены экскаваторы весом до 7 тонн, два самосвала до 10 тонн. Там, где есть возможность обеспечить подъездные пути без повреждения рельефа, для вывоза грунта частично будет использоваться самосвал, в остальных местах – перевозка на тележках вручную.

Временная дорога будет представлять собой слои из водонепроницаемой пленки, песка и бетонных плит. Далее вся эта конструкция полностью убирается. По проекту ручьи будут загоняться в трубы, которые будут подходить только к тем слоям ручьев, где идет загрязненная вода. Также обустроят подъездные пути, чтобы обслуживать очистные сооружения. К слову, финансирования на них не выделяется, а значит и состояние их плачевно. Да и течь в линзе открылась так давно, что большая её часть уже вытекла. Чтобы совсем минимизировать следы присутствия машин, было внесено предложение о формате проходящей тропы. Она состоит из специализированного настила, на который кладутся твердые панели, по которым будут двигаться машины, а по окончанию работ импровизированную тропу планируется убрать.

Работы можно начинать только после того, как первые заморозки стабилизируют грунт - не раньше 12 ноября. До этого времени активно идет закупка инертного материала, труб и техники.

Фото 73online.ru

Дарья Терёхина