После стрельбы в казанской школе президент Владимир Путин поручил срочно ужесточить правила владения оружием. Внести изменения в соответствующие законы власти собирались не раз — например, после массового убийства в керченском колледже. Поправки в итоге так и не были приняты. 73online.ru поговорил с экспертом, кандидатом в мастера спорта по стрельбе Геннадием Будариным о том, как изменить оружейное законодательство, чтобы избежать очередной трагедии.

Во вторник в Казани 19-летний Ильназ Галявиев устроил стрельбу в школе № 175 в Казани, где когда-то учился. Погибли девять человек: семь детей, учительница и сотрудница школы. Пострадали еще 18 ребят и трое взрослых. Галявиева задержали. Выяснилось, что карабин находился у него законно: в феврале он получил охотничий билет, а в апреле — разрешение на хранение оружия. Сейчас прокуратура проверяет законность выдачи этих документов.

Президент Владимир Путин после случившегося в Татарстане поручил Росгвардии изменить нормы закона о гражданском оружии. Это поручение было дано «с учетом того вида стрелкового оружия, которое использовал стрелявший» в Казани. «Дело в том, что иногда в качестве охотничьего оружия регистрируются виды стрелкового вооружения, которые в некоторых странах используются как штурмовые винтовки и так далее. Это тоже будет Росгвардией срочно прорабатываться», — пояснили в Кремле.

73online.ru поговорил о том, как власти должны организовать оборот оружия в России, с кандидатом в мастера спорта по стрельбе, вице-чемпионом РФ по практической стрельбе из карабина Геннадием Будариным. Он считает, что надо прекратить выдачу охотничьего билета на заявительной основе и ужесточить процедуру на всех этапах.

По словам Бударина, сейчас механизм получения разрешения максимально автоматизирован и упрощён. Через «Госуслуги» надо подать заявление на получение охотничьего билета, затем обратиться в специализированную компанию или ЧОП с лицензией и пройти там недельный курс лекций. После получения сертификата об обучении нужно написать заявление в Росгвардию, оплатить чек — и можно получить оружие. По мнению Геннадия Бударина, такой формат удобен, но он не отсекает тех, кому нельзя брать в руки огнестрел. Необходимо добавить больше практики и повысить стоимость охотничьего билета в пять раз.

— Сегодня билет можно купить за 2 тысячи рублей. Считаю, его ценность нужно увеличить, чтобы повысить ответственность человека. Что значит недельный курс лекций, как правило, без практики в тире? Должны быть навыки! Я считаю, обучение должно длиться не менее двух недель с практическим применением оружия — порядка 100 выстрелов в день. Принимать экзамен должны специалисты с сертификацией, — говорит Геннадий Бударин.

Сегодня справку от медиков для разрешения на оружие можно получить на коммерческой основе. По мнению Бударина, для беседы с человеком нужно собирать целый консилиум врачей, чтобы оценить его психо-эмоциональное состояние комплексно, с проверкой ближайших родственников. «Сейчас большое количество неадекватных людей, нужно тщательнее подходить к этому вопросу», — делится мнением эксперт.

Сейчас разрешение на оружие выдаётся сроком на 5 лет, а медицинская справка после вердикта участкового об отсутствии судимости обновляется раз в год — собеседник считает это правильным. А вот идею депутатов Госдумы о повышении возрастного ценза на получение оружия до 30 лет называет бесполезной. «У нас и в 30 дураков хватает. Считаю, если молодой человек хочет научиться стрелять, ему необязательно в столь юном возрасте получать охотничий билет. Он может обратиться в стрелковый клуб, пройти подготовку 2-3 года, пристреляться, зарекомендовать себя, заработать кандидатский стаж. А вот с 21 года уже можно выдавать разрешение», — говорит Бударин.

Дарья Косаринова