С этой недели начали действовать новые справочники средней стоимости запчастей, по которым рассчитываются выплаты по ОСАГО. В сравнении с предыдущей версией цены выросли незначительно, а некоторые комплектующие даже подешевели. Однако ожидать падения стоимости «автогражданки» в этом году не стоит, говорят эксперты.
По данным Ульяновскстата за май 2023 года, стоимость ОСАГО по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года выросла на 43% с 8 883 руб. до 12 739 руб., каско — на 12% с 52 595 руб. до 58 996 руб.
Средняя страховая выплата в Ульяновской области также увеличилась — более чем на 20% до 83,5 тысяч руб. Такие данные приводит Банк России по состоянию на 1 апреля 2023 года. Регион при этом снова показал негативную динамику роста рисков недобросовестных действий в ОСАГО, оказавшись на границе с «красной» зоной.
В среднем по рынку страховая премия увеличилась на 32,5% до 8,1 тыс. руб., по договорам с физическими лицами – на 30% до 7,6 тыс. руб., сообщает Центробанк в отчете за первый квартал года. Средняя страховая выплата на фоне подорожания автозапчастей выросла более чем на 10 тыс. руб. до 79,3 тыс. руб.
Дорожающие запчасти
19 июня этого года Российский союз автостраховщиков (РСА) обновил справочник стоимости автозапчастей, средний рост цен составил 0,9%. При этом по некоторым позициям отмечается снижение. Так, детали для марок массового сегмента — Lada, Hyundai, Kia, Volkswagen и Renault — подешевели на 3-7% относительно прошлой редакции справочника. А вот премиальные марки, напротив, прибавили в стоимости: цены на запчасти для Mercedes-Benz, Land Rover, Infiniti и Lexus подскочили на 12-14%.
Президент РСА и Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Евгений Уфимцев говорит, что в течение первых четырех месяцев этого года средняя цена «автогражданки» постоянно снижалась.
— Если в январе 2023 года она составила 8 037 руб., то в феврале — 8 029 руб., в марте снизилась до 7 826 руб., а в апреле стала ниже еще на 6% и составила уже 7 341 руб. Таким образом, с начала года в связи с начавшейся стабилизацией на рынке запчастей и возросшей конкуренцией между страховыми компаниями за безубыточных автовладельцев средняя премия по ОСАГО стала ниже почти на 10%, — пояснил он.
Владелец компании «Автомаркетолог» Олег Мосеев в разговоре с 73online.ru подтвердил, что по ряду позиций ситуация по сравнению с весной прошлого года улучшилась. Но относительно января 2022 года цены на запчасти все еще выше на 30-40%.
— Плюс есть ряд позиций, которые до сих пор являются проблематичными — это стекла, фары, кузовные детали. Альтернативу здесь редко можно найти. Соответственно, требуется искать поставщиков, которые закупают их у производителей. Поэтому для премиальных авто цены на запчасти и выросли. Комплектующие для корейских марок привезти проще, чем для европейских, — объясняет Мосеев.
Деньги вместо ремонта
Центробанк сообщает, что в первом квартале спрос на каско в России продолжил расти, а полис подешевел на 21% по сравнению с первым кварталом 2022 года — до 32,8 тыс. руб.
— При этом расширение клиентской базы в страховании автокаско происходило, несмотря на снижение продаж новых автомобилей. Число страхователей возросло за счет владельцев подержанных автомобилей, которые ранее не приобретали полис, — сообщается в отчете.
Аналитики отмечают, что дополнительным стимулом для оформления каско стали опасения, что страховое возмещение по ОСАГО в случае ДТП не покроет убытки, поскольку на фоне роста стоимости восстановительного ремонта были введены определенные лимиты.
По словам Мосеева, страховщики и ранее отказывали в ремонте: компаниям всегда было выгоднее выплатить деньги, чем отправлять машину на СТО.
— При выплате в денежной форме используется стоимость запчастей, указанных в справочниках единой методики. А при натуральном возмещении эти цены зачастую не соответствуют действительности, и сервис не готов за такие деньги проводить ремонт. Сейчас этот разрыв стал еще больше, поскольку цены в справочниках указаны «в среднем по больнице». Поэтому страховым выгоднее выплатить средства, чтобы автовладелец самостоятельно искал и покупал запчасти, — пояснил Мосеев.
Эксперт считает, что ожидать снижения стоимости «автогражданки» не стоит: «Для потребителя, думая, цена будет расти. ОСАГО уже не покрывает себестоимость ремонта. Поэтому страховые и заговорили о том, что надо поднимать тарифы».
Ужесточение мер
ОСАГО для молодых водителей или для тех, кто часто попадает в аварии, стоит дороже. На этом фоне продажи полисов в 2022 году начали падать. Участники рынка говорят, что некоторые водители стали просто отказываться от ОСАГО, аргументируя это тем, что штраф за езду без полиса обходится дешевле «автогражданки» — всего 800 руб.
Сильнее всего рост тарифов ощутили таксисты. Председатель комитета по транспорту реготделения «Опоры России», руководитель коворкинг-центра Taxi House Максим Давыдов говорит, что чем больше в регионе страховых выплат, тем выше коэффициент страховки.
— Мы неоднократно на форумах говорили, что риски и аварийность в штатных автопарках крайне минимальные. По статистике, 5% ДТП происходит с легальными таксистами. Все остальные случаи — это нелегалы и автоподставщики. Страховки, если ты хочешь официально работать, доходят до 70 тыс. руб, — объясняет он.
Федеральные эксперты говорят, что в этом году должна заработать автоматическая система проверки наличия ОСАГО — через камеры. Если полиса у водителя не окажется, штраф будут оформлять 1 раз в сутки.
Кроме того, глава минфина РФ Алексей Моисеев предложил повысить штрафы за езду без ОСАГО до пяти тысяч рублей. Предполагается, что для физических и юридических лиц сумма будет отличаться.
Фото на главной: gismeteo.ru