В преддверии Ночи истории, которая пройдет в филиалах художественного музея 11 декабря, мы публикуем новое увлекательное исследование, главным героем которого стал старинный буфет.
Этот предмет из музейного собрания отличает принадлежность конкретному человеку. Буфет происходит из обстановки квартиры, принадлежащей Фридриху Рейнгольдовичу Мозеру (1882-1928).
Он работал главным механиком на Жигулевском пивоваренном заводе, основанном Альфредом фон Вакано (1846-1929) — австрийским дворянином, купцом первой гильдии, пивоваром, меценатом. Вакано с 1881 года стал основателем Жигулёвского пивоваренного завода в Самаре. В 1899 году он и шестеро его детей получили российское подданство. В фондах Самарского областного историко-краеведческого музея им. П.В. Алабина хранится альбом, рассказывающий об истории этого завода.
«Завод был оборудован по последнему слову техники тех времен и славился своим образцовым устройством по всей России. На заводе работала электростанция, железная дорога, имелось 5 паровых котлов, очистные сооружения, мастерские были оборудованы машинами с электромоторами. У завода были пристань, баржи, 2 парохода. Пивные склады завода находились в 59 городах России.
Владелец завода заботился о своих рабочих. Для одиноких при заводе была казарма на 115 кроватей, отдельный дом для семейных рабочих, 39 квартир для служащих, столовая, баня, читальня, библиотека, приемный покой с 3 врачами и постоянной фельшерицей, аптека, больница, школа и детский приют. На заводе работало 550 рабочих, 200 работниц, 90 служащих», в числе которых был и владелец буфета Ф.Р. Мозер.
Как сообщила дарительница буфета, правнучка Мозера Елена Станиславовна Волкова, дед был неграмотным, умел только расписываться, но хорошо разбирался в механике и занимал ответственную должность на производстве. Годом позднее после смерти Фридриха Мозера в 1928 году в Самаре, его жена и дочь переехали в Ульяновск в связи с переводом мужа дочери И.И. Мокеева (1907-1942, погиб на Сталинградском фронте) в «12-ю Ульяновскую дважды Краснознамённую школу командного состава имени В. И. Ленина» (с 1936 года Ульяновское дважды Краснознамённое танковое училище имени В. И. Ленина). Бабушка В.Ф. Мокеева (1908-2003), рассказывала, что квартира отца Ф.Р. Мозера в Самаре находилась при пивоваренном заводе. При переезде привезли в Ульяновск большой обеденный стол, письменный стол с зеленым сукном, платяной шкаф, венские стулья, буфет и другие предметы, которые служили нескольким поколениям семьи. Как выяснилось, история бытования буфета неотрывна от жизни людей, истории края, государства, присутствуя и сопровождая основные события.
Буфет был изготовлен, скорее всего, на кустарном предприятии в 1900-е годы. Это десятилетие соотносится с возрастом первого владельца Ф. Мозера (1882-1928) и его пребыванием на пивоваренном заводе. Во второй половине XIX века потомственную аристократию сменяют преуспевающие финансисты и разбогатевшее купечество. Стирается грань между жилыми и парадными помещениями, появляется отопление, электрическое освещение, а потом телефон. Всемерно растет потребность в мебели, но не в уникальных дворцовых образцах, а в мебели доступной среднему классу. Только за три года до конца XIX века количество мебельных предприятий в России увеличилось с 44 до 108.
Мебель делали также на многочисленных мелких кустарных предприятиях. Множество земских мастерских работали по всей России, в том числе и на Средней Волге. Их продукция отличалась бóльшей простотой, особенно в декоре. Чаще декор состоял из всевозможных точеных деталей и целых композиций из них, ограничивался несложной резьбой, меньше уделялось внимание внутреннему оформлению, что мы и наблюдаем на примере нашего буфета.
Стилем рубежа XIX-XX веков, безусловно, был модерн. Но в русском мебельном искусстве вплоть до 1917 года эклектика сохраняла свою актуальность. Обстановка даже в относительно обеспеченном доме не могла меняться с той калейдоскопической быстротой, которую предлагала мода. Поэтому надежнее было ориентироваться на уже "проверенные" стили, свидетельствовавшие о прочном социальном и материальном положении хозяина дома. Буфет в стилевом отношении отличается влиянием классицизма, в нем можно увидеть элементы ампира и даже модерна. «Мебель этого периода отличалась массивностью, нарочитостью в украшениях, обилием деталей» (Кучумов А.М. «Убранство русского жилого интерьера 19 века»).
Шкаф имеет подчеркнуто архитектурный облик: нависающий карниз и мощный декоративный венец-фронтон, а также точеные полуколонны, присутствующие в декоре фасада. На четырех дверках и на ящиках использована древесина карельской березы с ее неподражаемым текстурным рисунком.
Такой шкаф был атрибутом достатка и определенного комфорта. По своему функциональному назначению нижняя часть – это тумба для крупных и тяжелых предметов: кухонной утвари, бакалеи. В подстолье расположены ящики для столовых приборов, текстиля, хозяйственных мелочей. Верхний ярус поддерживается при помощи декоративной стенки с профилями и двух точеных опор. Образованная ниша в центре отводилась под рабочую поверхность. На столешнице обычно располагались вазы с фруктами, сладостями, сосуды с напитками, специи. Под столешницей - выдвижная разделочная доска (ширина 35 см). Верхняя часть оснащена полками закрытого типа. На них обычно расставляли чайные или кофейные сервизы, фужеры, бокалы, декоративные тарелки.
Шкафы для посуды появились давно, а вот привычные очертания обрели во второй половине XVII века в Швеции. Здесь разливали и раскладывали еду для гостей. Буфеты могли быть разной ширины и высоты, даже формы. Объединяло их то, что созданы эти шкафы были для хранения посуды и сервировки стола.
Итак, опираясь на исторические сведения, удается узнать многое о памятнике, времени и даже людях, его окружавших.