В Ульяновске количество посетителей фитнес-клубов снизилось за год на 40,9%, свидетельствуют данные аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza. Это одно из самых больших падений в стране. Участники регионального рынка действительно фиксируют снижение потока клиентов, но не столь значительное. Эксперты фиксируют снижение рентабельности объектов и прогнозируют закрытие маленьких спортивных залов, кроме узко специализированных. О состоянии отрасли и прогнозах ее развития — в материале 73online.ru.

В рейтинге FinExpertiza Ульяновская область оказалась на третьем месте по оттоку посетителей в фитнес-клубах за 2022 год (-40,9%, или -51,4 тыс. человек). При этом число женщин среди клиентов сократилось на 43,2%, мужчин — на 38,4%. Хуже дела только на Чукотке и Ямале.

Расчеты компании основаны на данных выборочного наблюдения состояния здоровья населения, которое ежегодно проводит Росстат. Опрос проводился среди россиян в возрасте от 3 до 79 лет.

— В большинстве регионов [продемонстрировавших отрицательную динамику] падение популярности спортклубов не было компенсировано ростом интереса к неорганизованному спорту. Напротив, численность занимающихся вне зала также снижалась, — отметили эксперты компании.

По их данным, число ульяновцев, самостоятельно занимающихся спортом, сократилось за год на 59,1%.

Эксперты отмечают, что 2020 и 2021 годы были очень сложными для сферы фитнеса. По словам общественного уполномоченного по вопросам фитнес-индустрии Ольги Киселевой, за это время отрасль в объемах валовой выручки потеряла примерно 30%. Однако прошлый год был более позитивным.

— Прирост объема валовой выручки (продажи клубного членства и дополнительных услуг) по стране составил 11% по сравнению с 2021 годом. Это значит, что мы вышли на параметры 2019 года, — сообщает Киселева.

Несмотря на то, что Ульяновская область в рейтинге FinExpertiza оказалась аутсайдером, в целом по стране за прошлый год количество постоянных посетителей фитнес-клубов и спортивных секций выросло на один млн человек, или на 6,8%.

Что происходит на региональном рынке?

Руководитель и партнер пяти фитнес-клубов Ultra Елена Ежова подтверждает спад количества новых посетителей. Однако конкретные цифры не раскрывает. По ее словам, в перевес отрицательной динамике есть и хороший показатель — те, кто уже купил абонемент, стали посещать зал гораздо чаще.

— Приходить в чувство после пандемии бизнес стал во второй половине 2021 года. К этому моменту период неопределенности был почти преодолен, появилось понимание, как двигаться дальше, — говорит Ежова.

Управляющий сетью Ultra Никита Елисеев отмечает, что показатели посещаемости сейчас приближаются к цифрам доковидного периода.

Ольга Киселева говорит, что клиенты, которые купили членство, переставали ходить в клубы в феврале-марте, а также в сентябре-октябре. То есть после начала специальной операции и объявления частичной мобилизации соответственно. «В эти периоды мы увидели падение трафика клиентской базы по всем фитнес-клубам в регионах (от 30 до 50%). При этом после стабилизации информационного поля в течение трех-четырех недель трафик восстановился», — комментирует эксперт.

— Не могу согласиться со статистикой FinExpertiza, так как мы отработали прошлый год достаточно хорошо, — рассказывает директор сети FIGURA GYM в Ульяновске Дмитрий Репин. — Такого большого падения по посещениям не наблюдали. Да, кто-то действительно перестал заниматься, но это было всегда. Как ни странно, но именно март и октябрь у нас были самыми прибыльными. После пандемии в Ульяновске открылись новые клубы, в том числе и у нас появился еще один. Это говорит о том, что спрос на фитнес есть.

Управляющая фитнес-клубом Sistema Зоя Макарова подтверждает, что отток новых клиентов есть. Также выделяет новую тенденцию для Ульяновска — в прошлом году увеличилось число тех, кто делает налоговый вычет со стоимости абонемента.

Импортозамещение на подходе

Актуальным вопросом для представителей отрасли остается закупка оборудования и комплектующих: чтобы ремонтировать тренажеры ушедших из России поставщиков, приходится разбирать другое оборудование на запчасти.

В FIGURA GYM тренажеры закупали последний раз в 2020 году при открытии третьего клуба. Сейчас они требуют лишь обслуживания. В залах Ultra стоит американское и итальянское оборудование. Его срок службы позволяет ближайшие несколько лет не беспокоиться о ремонте и замене. В дальнейшем планируется включить в число поставщиков российских изготовителей. Несмотря на внешние несовершенства, качество и материалы отечественных тренажеров удовлетворяют требованиям стандартов. «Мы понимаем, что их цена чуть выше, и, возможно, какое-то время будет хромать эстетика», — отметила Ежова.

Уполномоченная по вопросам фитнес-индустрии Ольга Киселева отмечает, что за три года объемы расходов в отрасли увеличились более чем на 20-25%. «Рентабельность чрезвычайно низкая, несмотря на то, что объемы выручки растут. Она в районе нуля, иногда минуса, иногда небольшого плюса», — добавляет она.

Прогнозы на год

По словам Зои Макаровой (фитнес-клуб Sistema), маленьким залам в Ульяновске выжить будет сложно. За исключением тех, кто специализируется на конкретных направлениях спорта.

— Тенденция к увеличению количества фитнес-студий началась еще в докризисный период (с 2017-2018 гг.), — комментирует Ольга Киселева. — Сейчас это тоже актуально. У таких студий, с одной стороны, низкий порог инвестиционного входа (потребуется немного денег, чтобы открыться — от 1,5 до 9 млн руб. в зависимости от площади и оснащения), с другой — они менее устойчивы на рынке, что приводит к закрытиям. Рынок и растет, и закрывается тоже. Могу сказать, что сейчас динамика положительная. Этот сегмент рынка будет увеличиваться.

Управляющая фитнес-центром «Венец» Наталья Герасимова отмечает, что бизнес чувствует определенную стабильность, но для открытия нового зала — не лучшее время. Это обосновано большими вложениями и слабопрогнозируемым сроком окупаемости.

Елена Ежова говорит, что Ульяновску не хватает залов полного цикла. И если план ведения таких объектов у предпринимателей есть, то в определении и поиске площадки была бы важна помощь от города. По словам Ежовой, властям должно быть выгодно помогать таким направлениям бизнеса, так как они нацелены на поддержание здорового образа жизни и платят налоги в казну. Муниципальные же физкультрно-оздоровительные комплексы развиваются слабо, находясь на обеспечении города.

По данным аналитического агентства FitnessData, объем ульяновского рынка в 2022 году составил 0,6 млрд руб. Прирост выручки к 2021 году — около 12%. Аналитики говорят, что показатели 2019 года удалось преодолеть. Доля Ульяновской области на рынке ПФО составляет около 3,5%, на рынке России — 0,4%. Суммарная выручка субъектов ПФО по итогам 2022 г. перевалила за 20,7 млрд руб. (+13%).

В Ульяновске планируется открыться около 100 фитнес-объектов в 2023 году. Прирост с сентября 2019 года составит 13 объектов.

— Нужно понимать, что фитнес-объект не равно фитнес-клуб. Последние — это проекты более 500 кв.м. Все остальное — фитнес-объекты (студии, ФОКи, СОКи и т.д.). Коллеги при расчете опираются на объемы закупок оборудования, на тенденции, которые они сейчас видят по динамике конца 2022 года – начала 2023 года, — объясняет Киселева.

Фото на главной: freepik.com

Марина Иванникова

Дарья Терёхина