В русском алфавите есть буква, чей день рождения имеет точную и самую молодую дату – 29 ноября (18 ноября по старому стилю) 1783 года. Это буква «ё», которую в активное использование ввел наш земляк, историк Николай Карамзин. На родине Карамзина в 2005 году по решению мэрии букве «ё» был установлен памятник - треугольная призма из гранита, на которой выбита строчная «ё». Вот только ульяновский художник Александр Зинин, создавший, по сути, один из символов города, так ничего за него не получил.

Академия словесности в этот день заседала в доме княгини Екатерины Дашковой, сподвижницы Екатерины II. Участие в обсуждении приняли такие великие умы, как Державин и Фонвизин. Обсуждался проект полного толкового Славяно-российского словаря, знаменитого впоследствии «Словаря Академии Российской». Академики начали было собираться, но Екатерина Романовна спросила, как следует написать слово «ёлка». Ответ был однозначен на то время - «іолка». И тогда Дашкова предложила заменить диграф «іо» на одну букву «ё». Такое упрощение понравилось академикам, и идея получила поддержку. Через 12 лет буква «ё» появилась в печати в стихах Ивана Дмитриева. А двумя годами позже историк Николай Карамзин ввёл букву в активное использование. В издаваемом им поэтическом альманахе «Аониды» Карамзин пропечатал: «зарёю», «орёлъ», «мотылёкъ», «слёзы», а также первый глагол - «потёкъ».

Противниками буквы «ё» в свое время были Марина Цветаева и Андрей Белый, которые выражали недовольство письменно, например, в словах «чорт» и «жолтый» соответственно. Сегодня в России есть официальный «Союз ёфикаторов», который занимается восстановлением справедливости по отношению к букве «ё».

Особенное внимание уделили этой букве фашисты во времена ВОВ. Увидев карты фрицев, Сталин пришёл в ярость: каждая «ё» была на своём месте, ни одной замены на «е». Тогда-то букву и начали ценить и аккуратно проставлять во всех необходимых словах. Но в 1956 году были приняты правила, в которых были чётко указаны случаи, когда строго необходимо писать «ё», а когда можно и сэкономить на краске и металле, поставив «е». Народ понял эти правила по-своему, и сейчас «ё» - редкая гостья в текстах.

В Ульяновске очень трепетно относятся к букве «ё». В первую очередь, конечно, из-за знаменитого земляка Карамзина. В 2010 году губернатор Ульяновской области Сергей Морозов распорядился использовать букву «ё» в официальных документах, а в 2001 году город провёл конкурс на лучший проект памятника, с тем, чтобы установить его в честь 205-летия применения буквы. Победителем конкурса стал один из инициаторов установки памятника — ульяновский художник Александр Зинин. Памятник был открыт 4 сентября 2005 года на бульваре Венец около областной научной библиотеки к 160-летию установки в Симбирске памятника Карамзину. К назначенному времени художник не получил заказанный красный гранит, и пришлось выполнять памятник из чёрного гранита.

По первоначальному замыслу памятник был изготовлен и занял своё место лишь 3 ноября 2005 года. Кто бы знал, что трехтонная гранитная плита станет неким пророчеством - художнику Александру Зинину пришлось похоронить свою надежду на то, чтобы получить хоть какую-то компенсацию за свою работу. С 2009 года Зинин пытался признать интеллектуальные права на проект памятника букве «ё» и взыскать с ульяновской мэрии компенсацию за их нарушение в размере 1 млн рублей и еще 100 тысяч рублей за моральный вред, но безуспешно.

- По моему иску был суд, но в виду срока давности мне отказали в компенсации стоимости этого памятника. За свою работу я ничего не получил. А за моральный ущерб мне заплатили 10 тысяч рублей. Мэрия. Если бы я обратился в суд на три месяца пораньше, то срок давности бы не прошел. Но если серьезно говорить, ну какой срок давности.

Александр Зинин

Художник признается: "Я не смирился с этим, но я уже ничего поделать не могу". По его словам, потенциально он может продать памятник букве «ё» в другой регион, "правда, об этом никто не знает". Однако на наш вопрос, собирается ли он выполнить свою угрозу, Александр Зинин лишь усмехнулся и заметил: "Делать мне больше нечего".

Маргарита Николаева