Объединение учебных заведений — резонансная тема, всегда вызывающая массу бурных обсуждений. На селе школа — больше, чем школа: это центр притяжения, знаний, культуры. А потому реорганизация всегда воспринимается жителями негативно. Однако есть и другая сторона этого процесса. 73online собрал разные точки зрения на объединение образовательных организаций.

Закрыть нельзя оставить

О том, что сельские школы, где мало учеников, нужно закрывать, в конце июля на совещании в заксобрании заявил зампредседателя регионального правительства Сергей Кучиц. Он считает, что если детей немного, а один преподаватель ведет несколько предметов, нужно подумать об оптимизации малоэффективного учебного заведения. Депутаты ответили, что такие решения нужно принимать только после всестороннего обсуждения, а потому школы нужно сохранить там, где это возможно. Обсуждение вызвало бурный резонанс. Депутат Госдумы Алексей Куринный заявил о «беспрецедентной ситуации в Майнском районе», где сразу несколько сельских школ попали под очередную волну оптимизаций.

Жители села Карлинское и поселка Гимово Майнского района высказались категорически против сокращения школ. Чиновники аргументировали свое решение нехваткой денег на содержание учреждений, малым количеством учеников и плохим состоянием зданий. Это, по мнению сельчан, не соответствует действительности. Неравнодушные жители района отправились с этой темой в региональный минобр. По итогам встречи было принято решение создать комиссию, которая проедет по школам для разбирательств. Первый выезд запланирован на эту неделю.

В министерстве пояснили, что процесс объединения или закрытия учебных заведений инициирует муниципалитет. Профильное ведомство берет на себя функцию внешнего наблюдения и следит за тем, чтобы не нарушались права детей, чтобы школа имела все необходимое, ради чего это объединение и проводится.

— Причин реорганизации может быть несколько. Первая и основная — обеспечить детей качественным образованием. Вопрос закрытия возникает только в крайнем случае: если школа, к примеру, не отвечает требованиям безопасности или ее санитарное состояние вызывает опасения. Чаще всего речь идет не о закрытии, а о юридическом объединении учреждений, когда ресурсы объединяются в одно юрлицо и вторая школа становится структурным подразделением первой. Это позволит обеспечить учителей достаточным количеством часов за счёт преподавания в обоих учебных заведениях, — рассказали в минобре.

Муниципалитет должен следовать четким критериям. Первый — это обоюдное желание коллективов педагогов и родителей объединиться. Второй — аргументированное обоснование подобного решения со стороны администрации района. Также учитывается количество первоклассников, наличие победителей городских, региональных, всероссийских олимпиад, уровень информатизации образовательного процесса и прочее, — уточнили в ведомстве.

Не было выбора

Иная, нежели в Майнском, ситуация в Кузоватовском районе. Здесь в нынешнем году закрыли школу в селе Томылово: детей теперь будут возить в учебное заведение в Безводовке.

— В Кузоватовском районе было 22 учебных заведения — это достаточно много. Мы понимали, что процесс оптимизации неизбежен, и поставили на этот год в план одну школу. Окончательное решение принимали после длительного процесса обсуждений и встреч с учениками, родителями, педагогами. Сразу обговорили, что объединение будет, только если найдем понимание у всех, — рассказала руководитель районного управления образования Екатерина Чамкаева.

В школе Томылово училось девять человек — учеников было больше, чем учителей. В образовательной организации объединили несколько классов (например, 5 и 6, 7 и 8 — дети обучались вместе). Были классы, в которые ходили по одному ребенку. Директор школы в Томылово Елена Чалова признает: качество образования было низким — из девяти учеников получилось всего три хорошиста.

— Мы давно к этому шли, были морально подготовлены, и я, и весь педколлектив, и родители. На собраниях я говорила: год оставили, слава богу, но не факт, что мы соберемся на следующее 1 сентября. Каждый раз был как последний. И в этом году решение приняли. Родители раньше были настроены негативно, но в этом году согласились перевести своих детей в Безводовку, — рассказала директор.

Елена Чалова приехала в Томылово 33 года назад и всю жизнь проработала в местной школе.

— Конечно, грустно и печально. Без школы село как будто опустеет. Но у нас не было выбора. В нашей школе работали восемь постоянных педагогов и два совместителя. Большинство — пенсионеры. Я и учитель физкультуры переводимся в Безводовку. Без работы я себя не представляю — думаю, мне найдут, чем заняться, — говорит Чалова.

Восьмерых учеников (один ребенок уехал поступать в ссуз) будут каждый день возить на микроавтобусе на учебу за 10 километров. Родители эту новость воспринимают как данность: по их словам, главное — чтобы дети смогли получить хорошее образование.

— Конечно, школу жалко: все рядом, стены родные, учителя хорошие. Но в нашем селе прибавления ждать не стоит. За последние годы только одна женщина родила ребенка, ей 40 лет. В остальном самые молодые у нас в возрасте 45-50 лет, село престарелое, перспектив для школы нет. В Безводовке совершенно другие условия — там есть «Точка роста», робототехника. У моего сына глаза загорелись, он ее очень любит. Поэтому когда мы приехали по приглашению в безводовскую школу, увидели все своими глазами, согласились на перемены. Нас очень хорошо приняли, учебное заведение полностью оборудовано всем необходимым, есть электронные доски, компьютеры, совершенно другой подход к образованию. И, что главное, здесь есть социум — наши дети ходили в классы по одному, а им нужно общение, развитие, — говорит мама девятиклассника Вани, жительница Томылово Ольга Макина.

Школа в Безводовке рассчитана на 200 человек; сейчас здесь 35 учеников. Ее построили в 2000 году — это было последнее учебное заведение, которое принимал губернатор Юрий Горячев. Директор Валерий Гнутов уверяет: проблем с подвозом детей, а если надо, и родителей — на разные мероприятия — не будет.

— Никакого давления ни на кого не было. Родители посмотрели школу вместе с детьми, учитывали мнение каждого ребенка — все они хотят к нам, — рассказал Гнутов.

В управлении образования Кузоватовского района не скрывают: закрытие школ — это еще и финансовый вопрос.

— У нас подушевое финансирование, простая математика: сколько детей, из того и расчет. Нашей задачей было поднять качество обучения для школьников из Томылово. А высвободившиеся после закрытия школы деньги будем перераспределять по другим учебным заведениям, — поясняет Екатерина Чамкаева.

В будущем году в районе будут обсуждать закрытие еще одной школы. Снова через длительную процедуру обсуждений, сходов, встреч. В управлении образования обещают: если жители будут категорически против, оптимизации не будет.

Виктория Чернышева