Этот день в истории ульяновской авиации не стал широко известным, но остался в архивных документах как знаковый: 18 октября 1975 года в Заволжском районе города начато строительство авиационного промышленного комплекса.

Появлением масштабного авиационного комплекса Ульяновск обязан своего географическому положению и историческому прошлому. Как пишет Е.А. Бурдин в статье «Предыстория создания УАПК», когда в 70-х годах встал вопрос о наращивании вооружения и перспективной разработке тяжелых самолетов и деталей к ним, именно родина Ленина оказалась оптимальным решением для строительства авиазаводов. Во-первых, Ульяновск был близок к уже существующим авиапредприятиям (Москва, Казань, Горький, Куйбышев, Саратов и т.д.). Во-вторых, в городе были аэродром, приборостроительный завод, школа подготовки летчиков – необходимая и важная инфраструктура, перспективы развития и роста. В-третьих, место обладало ровным рельефом (Заволжская площадка) и привлекательным климатом. Немаловажным оказалось и то, что Ульяновск дал стране таких людей, как Ленин и Скочилов.

Секретарь обкома КПСС Анатолий Скочилов 47 лет назад, 18 октября, писал на имя зампредседателя Госплана СССР товарища Исаева В.Я.:

«Сов. Секретно. В связи с резким увеличением объема строительно-монтажных работ обком КПСС просит Вас, Василий Яковлевич, предусмотреть выделение в первом полугодии 1976 года Главульяновскстрою 1.000 человек из числа лиц условно осужденных и условно-досрочно освобожденных», цитату приводит проект «Годы и люди». По данным источников, количество заключенных на стройке доходило до 50% от всех рабочих.

Ровно через год уже Скочилов получил секретное послание: Министерство авиационной промышленности СССР отказывало УАПК в праве выхода в открытую печать. Причина понятна и проста: предприятие внесли в специальный перечень особо важных для отрасли, а учитывая, что выпускать планировалось продукцию оборонного характера, рассказывать о комплексе по телевидению, радио или в печати было «преждевременным». Подписано письмо было главой профильного ведомства П.В. Дементьевым.

Создание масштабного комплекса на левом берегу Волги поначалу велось строго конфиденциально, а статус всесоюзной стройки засекреченный объект получил лишь в 1976 году. Комплекс должен был состоять из трех заводов – самолетостроительного, агрегатного и приборостроительного. В планах был также станкостроительный завод, завод по производству авиационных двигателей и товаров народного потребления. Планировалось, что комплекс разместится на площади 1,5 млн кв. м, а трудоустроят туда 55 000 человек.

В 1976 году в торжественной обстановке под прицелом фотокамер прошла закладка первого бетона: с помощью крана в яму фундамента буквально опустил бетонный блок с подписью и датой. Первый камень был установлен 1 мая.

Генеральным директором нового предприятия был назначен Аполлон Сергеевич Сысцов, ранее он был главным инженером на Ташкентском авиационном производственном объединении им. В. П. Чкалова. Впоследствии стал министром авиационной промышленности СССР.

В течение 1975-1976 годов шла геодезическая разработка местности, размечались площадки под главные корпуса и цеха завода и жилого массива на пахотных полях Чердаклинского района. 10 июня 1976 года, после проведения геодезической разметки, при участии Скочилова и Сысцова был вбит первый колышек под свайный фундамент первого главного корпуса комплекса – эту дату считают официальным днём рождения Ульяновского авиационного промышленного комплекса им. Д.Ф. Устинова (УАПК), ныне АО «Авиастар-СП».

Со всей страны непрерывно шел набор будущих кадров, их обучение, повышение квалификации и постепенное размещение в Ульяновске. На стройку съезжались молодые специалисты с авиационных заводов Воронежа, Казани, Самары, Ташкента. В ходу у них была одна фраза: «Мы сменили уютные кабинеты на строительные вагончики, а цивильную обувь – на резиновые сапоги». Грязь лежала всюду между строительными площадками, поэтому резиновые сапоги действительно стали неотъемлемым атрибутом всех авиастроителей. К проходной будущего главного корпуса проложили деревянные мостки, но у каждого возводящегося здания все равно поставили емкости с водой и щетки.

Основные производ­ственные комплексы появились только через пять лет, к 1981 году.

У истоков строительства УАПК стоял и уроженец ульяновской Ишеевки, ветеран труда «Авиастара» Юрий Куприянов. В 2019 году с ним выходило подробное интервью, посвященное его жизни и работе в авиа отрасли. Он работал под руководством первого директора предприятия Сысцова, замещал главного механика и директора по персоналу. В Ульяновск в 1975 году он приехал из Казани, где трудился после института – поводов для возвращения на родину стало как раз начало стройки.

«Каждый работал с большим желанием, чтобы как можно быстрее построить завод. Я приехал на УАПК не по направлению, без рекомендаций, можно сказать как кот в мешке. Из-за этого я получил должность инженера-технолога первой категории в управлении главного технолога. Сдав квартиру в Казани и предъявив соответствующий документ, я сразу же получил ключи от своего нового жилища: это была одна из квартир, сдававшихся для приглашенных из других городов специалистов, на улице Минаева», – вспоминает Куприянов.

Осенью 1985 года, через 10 лет после начала строительства комплекса, в небо был поднят первый самолет производства УАПК – «Руслан». С этого момента началось серийное производство.

Татьяна Лисицына