Через неделю вступит в силу закон, приравнивающий никотинсодержащую продукцию – электронные сигареты, кальяны – к табачным изделиям, а также увеличивающий штрафы за их продажу несовершеннолетним. Среди тех, кто видит в нововведении большой успех – Общественный Совет по проблеме подросткового курения. Активисты борются с пагубной привычкой среди совсем юных россиян почти двадцать лет.

За это время удалось добиться серьезных успехов - подростки стали курить вдвое реже. Но сегодня результат многолетней работы под вопросом: теневой рынок сигарет разрушает барьеры, установленные, чтобы оградить подростков от табакокурения. О том, какой путь пришлось пройти, чтобы защитить несовершеннолетних от сигарет и почему эта тема вновь становится актуальной, редакции рассказала Исполнительный директор Общественного совета по проблеме подросткового курения Анна Сорочинская.

- Анна, насколько сейчас актуальна проблема подросткового курения? Какая ситуация в Ульяновской области?

По последним исследованиями с сигаретами хорошо знакомы от 20-30% российских подростков. Кто-то пробовал, кто-то продолжает курить или употреблять никотинсодержащие продукты. Это немалая доля, но и она является результатом кропотливой работы, т.к. 10 и даже 5 лет назад ситуация была значительно хуже. Поэтому сейчас мы приветствуем любые меры, которые помогут оградить подростков от никотина.

Мы начали работу против этой проблемы в 2000 году в столице, Петербурге и Краснодаре, а далее расширили деятельность и на другие регионы. Свои программы в Ульяновске мы запустили в 2011 году. Работа всегда начинается с мониторинга ситуации, проводятся контрольные закупки табака в торговых точках. На тот момент в 77% из проверенных торговых точек продавали сигареты подросткам, несмотря на то, что это было уже десять лет как запрещено. В Ульяновске мы получили один из самых негативных результатов по стране, нужно было что-то менять.

Нашим ответом стала разъяснительная кампания среди розничных магазинов, семинары для владельцев торговых точек и продавцов. На таких занятиях мы старались пояснить не только меру ответственности за продажу сигарет лицам, не достигшим 18 лет, но и психологические особенности подростков и то, как грамотно отказаться продать табак таким покупателям. После серии таких семинаров ситуация начала меняться к лучшему – наши рейды показывали, что продавцы все чаще требуют документы у тех, кто хочет купить табачные изделия и отказывают тем, кому не исполнилось 18.

- Как вы прокомментируете новый закон?

Приравнивание вейпов и табака для кальянов к табачной – событие, безусловно, знаковое. Постоянное совершенствование различных систем доставки никотина и никотинсодержащей продукции намного обогнало регулирование оборота такой продукции. За примером далеко ходить не нужно – снюсы были запрещены еще в 2015 году, но из-за того, что производителям удалось изменить рецептуру и обойти запреты, они еще 5 лет продавалась по всей стране. Сейчас подход государства изменился. В отношении борьбы за благополучие несовершеннолетних нововведение определенно имеет большой потенциал. Но его необходимо суметь реализовать, так как предыдущий опыт показывает – соблюдение закона всегда затрагивает в основном легальный сегмент рынка, а ключевой риск мы как раз видим в росте его теневой части.

- Похоже, проблема сигаретной контрабанды приобрела особенный масштаб не так давно. Почему? И какие пути борьбы с ней возможны?

Когда в России начали планомерно увеличивать акцизный сбор, стал стремительно расти черный рынок. Если в 2015 году доля нелегальной табачной продукции в России оценивалась чуть более, чем в 1%, то 5 лет спустя – уже в более 15%. Основная доля нелегальных сигарет – это табак, нелегально поступающий из стран ЕАЭС – в первую очередь Белоруссии, Казахстана,. Там цена на сигареты пока существенно ниже из-за низкой ставки акциза на сигареты. Учитывая, что между нашими странами открытые границы и отсутствует обязательный таможенный контроль, правоохранителям не удается досмотреть каждый подозрительный транспорт. Кроме того отсутствуют ограничения на ввоз сигарет физическим лицом.

Все эти нелегальные сигареты продаются сегодня в рознице по цене от 45-60 рублей за пачку, тогда как в цене сигарет, легально реализующихся в России, один только акциз составляет 64 рубля. Естественно подростки будут искать точки продажи, где и табак по карману, и из-за возраста не откажут. Это приводит к взрывному росту теневого рынка. Как показывают последние исследования, за 2019 год он вырос в Ульяновске на 284%, в результате более 13% сигарет в городе продаются нелегально. А значит, могут попасть в руки подростков.

Кроме того, развивается канал поставки нелегальных сигарет через интернет, что запрещено даже в отношении легальной табачной продукции. Через онлайн-площадки розничные торговые точки получают партии нелегальных сигарет, а потом реализуют их несовершеннолетним.

Сейчас мы сосредоточились на том, чтобы привлечь к этой проблеме внимание общественности и донести необходимость борьбы с теневым рынком сигарет.

Стоит отметить, что наши усилия были приняты и поддержаны областными властями. Мы выступали на двух комиссиях по проблеме подросткового курения при губернаторе в 2018 и 2019 годах, участвовали в «круглых столах» совместно с администрацией области.

Сейчас мы стараемся выстроить работу с Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области по отработке наших заявлений о нарушениях законодательства. За последние пару лет ведомство получило от нас около 90 заявлений о торговых точках, где продаются нелегальные сигареты.

- Что же мешает выявить и закрыть разом все такие точки? И вообще что нужно, чтобы победить нелегальную торговлю табаком?

Мешают пробелы в федеральном законодательстве. Мы можем выявить, но не можем закрыть. Так же когда-то было с запретом на продажу табака несовершеннолетним – пока его не ввели на федеральном уровне, пока не стали системно контролировать его соблюдение, число несовершеннолетних курильщиков не снижалось.

Чтобы дать отпор теневому рынку табачной продукции нужны серьезные изменения на высшем уровне. Во-первых, необходимо ввести ограничение на ввоз немаркированного табака из других стран . Во-вторых, нужно в разы увеличить штрафы за продажу немаркированных сигарет, фальсификата или контрафакта. Сегодня, если факт такой продажи будет подтвержден контрольной закупкой, продавец отделается незначительным штрафом в несколько тысяч рублей, и завтра точка будет снова торговать.

Поэтому необходимо не только увеличение штрафов, но и принудительное закрытие торговых точек за подобные нарушения. Равно как и за неоднократную продажу табака несовершеннолетним. Тогда, уверена, через несколько лет число несовершеннолетних курильщиков существенно сократится.