Мастер спорта по гребле на байдарках и каноэ, чемпионка Европы и 4-х кратная призерка Первенства мира, эффектная блондинка с голубыми глазами Варвара Баранова точно знает цену успеху – девушка целыми днями тренируется, изредка позволяя себе шопинг и другие «девочкины» радости. В преддверии Чемпионата России девушка рассказала 73online.ru о своих самых болезненных отношениях, о том, почему она считает себя жесткой «мямлей» и как айфон может замотивировать спортсмена на победу.
— Как вы пришли в греблю?
— Мой папа по совместительству тренер, и он привел меня в греблю в мои 10 лет – у меня и вариантов других не было! Первое время я честно искала плюсы, но не находила их — гребля меня не особенно вдохновляла, было скучно. Всё изменилось через 6-7 лет, когда начались соревнования в других городах — тогда и начал расти азарт заниматься с полной отдачей и побеждать.
— В Ульяновске созданы условия для комфортных тренировок?
— И да, и нет. У нас две базы: около METRO на Песках и около УлГУ, которую на свои деньги построили заинтересованные родители. Свияга у УлГУ подходит для летних тренировок, но она хороша только летом! Когда река замерзает, ресурсов для тренировок, конечно, не хватает — зал для полноценных занятий не подходит.
— Как вообще можно тренироваться без воды?
— Зимой мы тренируемся в зале и катаемся на лыжах, но это просто для поддержания формы, специальную тренировку не заменяет. Всем нужен именно гребной тренажер, но желающих много, поэтому и заниматься сложно. В последнее время к тому же стало приходить много детей — на нашей базе очень дружная домашняя атмосфера, родители приходят их поддержать, все вовлеченные, заинтересованные.
— Какое соревнование далось вам тяжелее всего?
— Это было в 2017 году на соревнованиях молодежи в Сербии. Был заплыв на 1000 метров, который мы выиграли, но это победа далась мне очень и очень тяжело.
— А любимая победа?
— В том же 2017 году — Первенство России на 500 метров в Краснодаре. Я прежде не выигрывала одиночку, и это была действительно сверхъестественная победа. Родители тогда не знали, как меня замотивировать, и сказали, что, если я выиграю, подарят мне айфон. Я говорила, что это нереально, ведь все остальные спортсменки были старше и опытнее! Но я тогда выиграла, и, конечно, первым делом подъехала к бортику и сказала родителям: «С вас айфон».
— Сколько времени в вашей жизни занимают тренировки?
— Много! У меня каждый день по две тренировки, полностью выходной — только в воскресенье.
— Чего в вашей жизни нет, что есть у обычного человека, «не спортсмена»?
— Мы, спортсмены, живем по режиму. Не можем, как большинство людей, пойти до утра в клуб или просто погулять допоздна с друзьями. В 22.00 я железно дома, до 23.00 ложусь спать, ведь в 7.00 мне нужно проснуться бодрой и начать полноценно тренироваться. Я пропустила этот момент «куража», присущий молодости.
— Не грустно?
— Грустно, но пока я не могу вот так спонтанно сорваться и зажить обычной жизнью. Летом, кстати, это особенно тяжело переживать — вечера такие теплые, хочется сорваться.
— У вас есть какие-то слабости, которые тренер запрещает?
— У нас нет каких-то суровых ограничений, например, по еде. Я люблю сладкое, могу себе позволить практически всё. Правда, объедаться можно только в межсезонье, мне на это отводится аж целый месяц.
— Где и кем вы видите себя через 5 лет?
— Возможно, в это время я смогу завершить карьеру и завести семью. Насчет будущей профессии сложнее — многие уходят в тренеры, но я себя в этой роли не вижу. Это очень энергозатратный труд — дети отдают много, но и много забирают, боюсь, у меня не хватит на это ресурса и сил. С другой стороны, у меня ведь семь пятниц на неделе, так что, возможно, через 5 лет я все еще буду грести!
— У вас есть хобби?
— Когда я была на сборах в Краснодаре, открыла для себя вышивание. Поначалу дико раздражало, но потом буквально заставила себя и втянулась, все свободное время этому посвящала. Как мне сказал спортивный психолог, это занятие помогает сосредоточиться.
— Девочке тяжелее пробиться в спорте или нет?
— В нашем виде спорта – нет, у мальчиков куда бóльшая конкуренция. С другой стороны, они могут параллельно строить семьи, заводить детей — и всё это без отрыва от спорта, а девочки до 25-28 лет занимаются, а потом уходят. И уже не возвращаются.
— Бывали моменты, когда вам хотелось всё бросить?
— Такой момент был даже сегодня, когда я заканчивала тренировку со слезами на глазах и мыслями: да зачем я это делаю, почему мне так тяжело? Особенно ярко отпечатались в памяти мои мысли после того «тяжелого золота» в 2017 году. Тогда я решила, что больше не хочу грести, что у меня уже есть золото, и я всё сделала в этом виде спорта. Но потихоньку выбралась из этой ямы раздумий, не без помощи психолога.
— Роль психолога в жизни спортсмена важна?
— Да, мой психолог зачастую поднимает совсем неспортивные вопросы — например, связанные с личной жизнью, которой спорт очень мешает. А в плане спорта психолог помогает подобрать варианты выхода из кризисов, не зацикливаться на одном.
— Продолжите фразу: я не могу обойтись без…
— Спорта. Это болезненные, но необходимые отношения.
— Самые сильные и слабые стороны Варвары Барановой...
— У меня жесткий характер — не знаю, в какую графу это качество отнести. Я ответственная и гиперактивная. Но при всём этом я сентиментальная, иной раз даже до состояния мямли. Вроде сильная и жесткая, но порой сама себя ловлю на мысли: почему здесь-то я слабину дала, ну что такое?
— Ваше сердце свободно?
— Это очень сложный вопрос. Сейчас я думаю только о Чемпионате России, который пройдет 13 июня в Москве, все мысли лишь об этом. У меня много поклонников, но какие-то серьёзные отношения… У меня на них просто нет времени.
— Планы на 2021 год?
— В первую очередь — Чемпионат России и отбор на Олимпийские игры в Токио, которые пройдут в августе этого года. Хочется занять хотя бы 4-5 место в одиночке, но, если я всё же не отберусь, поучаствую в чемпионате по неолимпийским дисциплинам с заплывом на 500 и 200 метров.