Газета "Литературная Россия" не раз писала о том, что в Литературном городе ЮНЕСКО – Ульяновске – библиотеки практически не выписывают литературную периодику, ссылаясь на нехватку средств. Тогда реакцией на эти публикации (помимо «отписок» на наши запросы) стали поиски «крота» и психологическое давление на некоторых работников библиотечной сферы региона, которых заподозрили в самом страшном – в «сливе» информации. Сейчас в регионе разгорелся настоящий скандал – терпение у некоторых библиотекарей кончилось.
Бессмысленные репрессии против настоящих подвижников библиотечного дела и рабские условия труда заставили-таки коллектив «Восьмёрки» (так местные называют любимую в народе городскую библиотеку №8) совершить самое ужасное по мнению местных чиновников от культуры – вынести сор из избы. Они инициировали сбор подписей под коллективным обращением общественности к губернатору, а также сообщили обо всём происходящем в региональную прессу. Проблема оказалась настолько острой, что новость быстро попала в ульяновский топ агрегатора «Яндекс.Новости».
При этом народ у нас, известно, достаточно терпеливый, чем всегда и пользуются чинуши всех мастей. И, казалось бы, считаете вы нормальным, что работники библиотек получают, в отличие от вас, – копейки, так хотя бы не душите инициативу, не требуйте невозможного, относитесь по-человечески к ценным кадрам, готовым работать, что называется, ради идеи. Да нет – куда там! Ведь с чего начался весь этот скандал? Управление культуры города Ульяновска через администрацию городской Центральной библиотечной системы (ЦБС) стало навязывать библиотекам, в том числе и «Восьмёрке», некие финансовые планы по оказанию платных услуг. Мол, не перевыполняете такой план минимум на 8% – ну, и сидите без стимулирующих выплат, которые доходят до 200% от базового оклада, который, впрочем, зачастую не дотягивает даже до МРОТ. В пресс-службе регионального минкульта ничтоже сумняшеся сообщают журналистам, что средняя зарплата сотрудников библиотек в регионе за 2020 год — 24 433 рубля, что на целых 710 рублей выше, чем в 2019 году.
А по факту, как признаётся выпускник Литинститута, библиотекарь «Восьмёрки» Владимир Артамонов, конкретно его зарплата перешагнула отметку в 14 тысяч рублей всего единожды – в декабре 2020 года. Это, видимо, предел щедрости, человеколюбивый подарок от администраторов ЦБС к Новому году, за который молодой человек должен быть теперь обязан по гроб жизни. Однако, формулу «средней температуры по больнице» и её применение в российских реалиях знают все. Вызывает удивление и восхищение другое – сотрудники библиотеки №8 каким-то образом умудряются многие расходы по организации мероприятий, транспортировке книг брать на себя – закупают чай, кофе и печенье для литературной гостиной, возят пачки книг для нужд родной библиотеки на общественном транспорте. Конечно, так происходит не оттого, что им некуда девать деньги (такое и представить невозможно), а по причине того, что добиться какой-либо копейки от ЦБС на такие «прочие расходы» невозможно, там требуют только зарабатывать, стараясь выделять финансирование по минимуму.
Любой бизнесмен скажет вам, что желать прибыли, не вкладывая средств на начальном этапе, просто глупо. А что уж говорить о библиотеке, делать из которой «бизнес-проект» – это полный абсурд, учитывая доходы нашего населения в регионах. Но, тем не менее, в ЦБС предлагают библиотеке «зарабатывать», предоставляя в аренду игровые приставки или навязывая читателям другие платные услуги, превращаясь чуть ли не в фотокопировальный центр. Есть ещё один путь, о нём рассказала корреспондентам газеты «Коммерсантъ (Самара)» нынешний директор Елена Галкина: «Конечно, можно набрать платных мероприятий за счёт школьников и детсадовцев, но проводить их в период пандемии было бы неправильно, к тому же это нехорошо — проводить, как делают другие, формальные «добровольно-принудительные» мероприятия, собирая с учебных заведений или родителей деньги, когда всем сейчас и так непросто живётся».
Если вышеназванные факты хоть как-то объясняются нынешней тенденцией коммерциализации культуры, идеи которой не дают покоя руководителям разных рангов, то как объяснить тот факт, что несмотря на все недвусмысленные предостережения федеральной власти, администраторы из ЦБС в разгар пандемии, осенью 2020 года, тогдашнего руководителя «Восьмёрки», основателя библиотеки, заслуженного работника культуры Ульяновской области, члена общественного совета по культуре при губернаторе региона Людмилу Ильину просто поставили перед фактом – либо работаете очно, либо увольняетесь? Естественно, что 70-летняя женщина не выдержала административного давления, а также посыпавшихся обвинений в непрофессионализме, – и оставила пост директора. Это ли не вопиющая некомпетентность руководящих работников ЦБС? Да и потом, может, стоит разобраться, а не высок ли показатель «ответственных работников на душу населения» в самой администрации ЦБС? Там целых девять отделов – и, знаете, возникают большие сомнения – а целесообразно ли держать столько сотрудников с неясным функционалом, раз денег в бюджете на культуру так мало, что зарабатывать на содержание библиотек должны теперь сами библиотекари, день и ночь бегая за посетителями и предлагая им услуги ксерокопирования?
Сейчас коллектив просит, в первую очередь, хотя бы вывести их родную «Восьмёрку» из под прессинга ЦБС, преобразовав библиотеку в самостоятельное учереждение культуры – «Центр духовной культуры им. В. В. Розанова», на худой конец – хотя бы в специализированный отдел Областного дворца книги.Региональные власти, похоже, пока выжидают. Как нам стало известно, 12 марта инициативная группа получила официальный ответ на своё обращение к губернатору Ульяновской области Сергею Морозову. В нём говорится, что вопрос передан на рассмотрение в региональное министерство искусства и культурной политики «согласно компетенции». Кроме того, библиотекари сообщили «ЛР», что депутат госдумы Сергей Шаргунов откликнулся на их просьбу о помощи и уже направил соответствующий запрос в прокуратуру Ульяновской области.Может, хотя бы сейчас, после такого масштабного скандала, ситуация в культурной жизни Ульяновской области медленно начнёт меняться в лучшую сторону, методы репрессий, запретов и очковтирательства уйдут в прошлое, а «ЛР» будет выписывать каждая библиотека? Или этот вопиющий случай тоже постараются замять, отмахнутся от него? Тогда, боюсь, что в скором будущем за красивым фасадом «литературного города ЮНЕСКО» останется одна только зияющая пустота, – а кто будет работать под таким прессингом, да ещё за такую зарплату?