37 лет назад произошла крупнейшая катастрофа в истории речного флота СССР. Теплоход "Александр Суворов", проходя по Волге через Ульяновск, направился не в тот пролет и врезался в мост. Всю верхнюю палубу срезало вместе с находившимися там людьми. Погибли не менее 176 человек. До сих пор точное количество жертв неизвестно: теплоход был сильно перегружен. Историк, публицист и краевед Геннадий Демочкин собрал воспоминания и публикации СМИ, посвященные этой трагедии.

5 июня 1983 года теплоход "Александр Суворов", шедший вверх по Волге из Ростова-на-Дону в Москву, проходил через Ульяновск. Судно было до отказа забито туристами. В тот день после ужина они высыпали на палубу: смотрели кино, веселились на танцплощадке и наслаждались видами. Солнце зашло, и в сумерках никто не обратил внимания на происходящее за бортом. А теплоход на полном ходу шел к мосту через Волгу - в несудоходный шестой (по другой версии - восьмой) пролет. С берега пытались предупредить команду, но напрасно. Не сбавляя скорости, "Александр Суворов" вломился в пролет. Всю верхнюю палубу судна с кинозалом, наполненным людьми, срезало пролетом, перемолов всех там находившихся. От удара строение моста весом более 1,5 тысячи тонн сместилось на 40 сантиметров, а следовавший по переправе поезд опрокинулся, и часть груза обрушилась на искалеченных пассажиров.

"Сразу после ужина Владимир Петрович П. пошел в каюту с женой. Около половины одиннадцатого она сказала: "Пойдем наверх, рядом город, а мы его не увидим – сидим как тараканы...". Он отмахнулся, не захотелось. Она ушла. Больше он ее живой не видел.

Он ощутил удар. Какой-то растянутый, не резкий, но жуткий, будто суда столкнулись. Теплоход замедлял движение. Владимир Петрович выскочил из каюты и бросился наверх по трапам, перед последним, ведущим на верхнюю палубу, отпрянул.

Сверху сплошным потоком лилась кровь. Пересилив себя, пошел вверх. Увидел ужасное. Горы окровавленных шевелящихся обрубков тел. Рядом лежала белокурая девушка. Обеих ног у нее не было, но она дышала еще и смотрела на него безумным взглядом. Отчетливо произнесла: "Скажите маме, что я жива...". И тут же умерла.

Жену он увидел неподалеку от того места, где предположительно находился вход в кинозал. Лежала с проломленной головой..."

"Комсомольская правда"

В 23:15 в Ульяновском речном порту прозвучал сигнал тревоги. К мосту на "Метеорах" направили спасателей, на месте были все руководители города и области, врачи и милиция.

"Мы приехали на теплоход первыми, – вспоминает бывший сотрудник транспортной прокуратуры Владимир Пирожков. – Все палубы были забиты телами, ступить некуда. Раздавались крики, стоны – просто страшное зрелище. Освещения нет, мы ходили с фонарями в руках, натыкаясь то на оторванную голову, то на ноги, руки... Поднимали тех, кто оказался за бортом. Оставшихся в живых мы уже не пускали в каюты – наша задача была не только переправлять на берег убитых, раненых, живых, но и сохранить в целости весь багаж, драгоценности, документы. Искали капитана, но так и не смогли найти".

"Симбирский курьер"

Помогать прислали курсантов военных училищ. Их привлекли к самой тяжелой работе, они носили и грузили выловленные в воде трупы. Психика 19-летних парней не выдерживала страшного зрелища: у двоих произошел нервный срыв, позднее их комиссовали.

Раненых пассажиров забирала скорая помощь. Отделения областной больницы в эту ночь были заполнены искалеченными людьми. Всех врачей срочно вызвали на службу. Трудность заключалась в том, что раны были рваные, в них попадала мелкая крошка угля и просо, высыпавшееся из грузового состава.

"Нам пришлось провести очень сложные операции, – рассказывает Алексей Чулков, бывший заведующий травматологическим отделением. – Раны были большие, грязные, пересыпанные зерном. Переломаны позвоночники, тазобедренные кости, ребра (…) В эти дни закончилось время дефицита – для нас раскрыли все неприкосновенные запасы лекарств. Медперсоналу требовалось огромное мужество, чтобы выдержать физические и психологические нагрузки: больные кричали, искали родственников, мать потеряла дочь (…) У многих были психические расстройства. В одной палате лежал мужчина. Двигаться он не мог и все время спрашивал о жене. В коридоре в это время положили двух женщин. Одна из них через несколько минут умерла. Медсестра, сняв с ее пальца кольцо, показала мужчине: не жены ли… Муж по кольцу признал супругу. Уже мертвую".

"Симбирский курьер"

Поврежденный Императорский мост

На следующий день в Волге работали водолазы. Из-за полутораметрового слоя ила людей приходилось искать на ощупь.

"Муж у меня был водолаз. Простой, скромный мужик. Очень сердечный был (...) Помните, у нас была авария теплохода? А он водолаз-глубоководник, в войну служил на Тихом океане. Это случилось в 12 часов ночи. И до 12 часов другого дня он ловил этих несчастных. Ему бы в барокамере надо лежать два часа. А он всё их ловил: кто на брёвнах, кто как, кричат: "Спаси!". Вот он спасал. Доспасал до того, что два месяца полежал в больнице и умер. Сейчас прихожу к нему на могилу: "Лежишь? А я вот ещё жива".

Нина Ивановна Голубева, участница Великой Отечественной войны, ветеран Ульяновского автозавода. Записано 21.12.2018 г.

Как выяснилось впоследствии, причиной катастрофы стала халатность. Нашлись свидетели, заходившие за несколько минут до трагедии в рубку. Они видели замечтавшегося рулевого и углубленного в чтение вахтенного штурмана. Есть также предположение, что штурман в темноте принял будку путевого обходчика на пролете за сигнальный щит, обозначающий, что теплоход может проходить под мостом.

"В материалах следствия чаще других фигурируют фамилии первого помощника капитана Митенкова и рулевого Уварова. Митенков, как характеризовали его товарищи, не особо чтил уставные обязанности, на вахте постоянно отвлекался, мог вообще уйти из рубки. Уваров, напротив, отличался исполнительностью, но особого рода: "как у запрограммированного робота", говорят знавшие его. От сих до сих. Главное – заданный курс движения. Не свернет с него, даже если теплоход пойдет на берег".

"Ульяновская правда"

Так как виновники аварии штурман Евгений Митенков и рулевой Андрей Уваров погибли, следствие обвинило в халатности и неумении обеспечить дисциплину на судне 52-летнего Владимира Клейменова - капитана "Суворова". Во время столкновения он отдыхал в своей каюте перед ночной вахтой. От удара его выбросило за борт. Мужчину нашли живым возле опоры моста на дамбе.

Капитан Владимир Клейменов

Суд дал Клейменову 10 лет лишения свободы. Он провел в заключении шесть лет, освободился по состоянию здоровья и в 1990 году умер от инфаркта.

Корабль восстановили. В 2008 году с ним произошла еще одна авария, но уже без пострадавших. С февраля 2012 года судно стало выполнять туристические рейсы по маршруту от Санкт-Петербурга до Нижнего Новгорода.

В июне 2000 года у места трагической гибели пассажиров "Суворова" установили и освятили памятный православный крест.

Фото: Юлия Узрютова

По материалам, собранным Геннадием Демочкиным