Этим летом в камере СИЗО-1 на улице 12 Сентября нашли труп одного из осужденных — 32-летнего Павла Ярмушова. Адвокат и родственники предполагали, что смерть была насильственной и мужчину, возможно, истязали охранники изолятора: на теле были множественные гематомы, переломы и порезы. В учреждении прошла прокурорская проверка, и материалы дела передали в Следственный комитет. 73online.ru выяснял, что же произошло с заключенным.
Адвокат семьи умершего Елена Стулова утверждала, что последнюю неделю перед смертью Павел по непонятным причинам провел в спецблоке. 17 июля в три часа утра он умер в общей камере — об этом его матери сообщили телефонограммой следующим вечером. Тело Ярмушова отправили на вскрытие в морг, где специалисты дали заключение, что смерть насильственная: от тупого удара случилось кровоизлияние в мозг. Елена Стулова рассказывала, что видела труп при подготовке к похоронам — на теле нет живого места. «По непроверенной информации, у Паши был конфликт с начальником изолятора», — поясняла 73online.ru защитник.
Как стало известно 73online.ru, возбуждены два уголовных дела — по статьям 111 ч. 4 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть) и 286 УК РФ (превышение должностных полномочий). Подозреваемых и обвиняемых пока нет, но определен круг свидетелей — ими стали двое сокамерников покойного Павла Ярмушова М. и Л.
В УФСИН сообщили, что после смерти заключенного назначена служебная проверка, которая еще не завершена. По словам осведомленного источника из службы исполнения наказаний, руководство ведомства вины охранников в произошедшем не видит. Якобы есть видеозаписи с камер наружного наблюдения, как Ярмушов вечером накануне смерти самостоятельно вышел на проверку, прошел по коридору и пообщался с сотрудниками. В управлении считают, что в час ночи осужденный упал со второго яруса кровати и позже умер от полученных травм. Однако подтверждения несчастного случая нет — видеокамеры внутри помещения были испорчены самим Ярмушовым.
Павел Ярмушов
— В мае Павел вырвал с корнем эту камеру и выкинул в коридор. И теперь его сокамерники вынуждены защищаться от следователя, что это не они его убили. Действия сотрудников снаружи проверили, они в камеру не заходили в это время. Дверь открыли, только когда пришла медсестра из санчасти по жалобе на плохое самочувствие. После этого Ярмушов опять лег спать, на регистраторе это зафиксировано. И сами подследственные говорят: он встал, дошел до умывальника, умылся, лег обратно, а через 1 час 50 минут захрипел. Он упал и ударился головой, отсюда и травмы. Полиграф показал, что сокамерник по имени Л. имел к его смерти какое-то отношение, а второй, М., это видел. Но детектор лжи не является доказательством вины — Л. жил с погибшим в одном помещении, знает человека и чувствует за него ответственность, и полиграф мог отреагировать на это, — сообщил собеседник из УФСИН.
С 73оnline.ru связалась сестра Л. Валерия. Она утверждает, что на ее брата правоохранители «давят морально»: «Требуют признаться в преступлении, которого он не совершал, обещают «перебить» статью со 111 на 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности). Если откажется, увезти во Владимир и уже там выбивать признания. Второму сокамернику, который был свидетелем смерти Павла, тоже угрожают — давят, чтобы он оклеветал Л.».
По словам Валерии, когда брат получил статус свидетеля, его якобы сразу отправили в одиночную камеру спецблока, затем посадили в карцер на 15 суток.
Знакомый со следствием источник рассказал, что, скорее всего, между Л. и Павлом Ярмушовым в ночь смерти произошел конфликт на почве наркотиков (Л. обвиняют в распространении — ст. 228 ч. 4 УК РФ, Павла — зв приобретении по ст. 228 ч. 1 УК РФ), не исключено, что запрещенные вещества попали в изолятор не без помощи конвоя УФСИН. «О том, что между двумя приятелями в камере произошла потасовка, знали все. Об этом говорили и те, кто проходил соучастником по основной статье — в СИЗО огромные щели между стенами, их ссору слышали даже на разных этажах», — говорит собеседник. С дисциплиной были проблемы у обоих заключенных. В июне покойный Павел Ярмушов привлекался за дезорганизацию деятельности учреждения.
Уголовное дело находится в отделе СУ СКР по Железнодорожному району. Тайну следствия там раскрывать не стали, но сообщили, что в настоящее время проводятся оперативно-следственные мероприятия, устанавливаются обстоятельства произошедшего, расследование уголовного дела продолжается.