Следователь по особо важным делам Екатерина Лашина в праздничном интервью 73online.ru к 8 Марта рассказала о расследовании громких уголовных дел против экс-депутатов Сергея Гулькина и Антона Антипова, бывшего главы города Дмитрия Вавилина.
Кричал, как зэк
— Каково работать с такими «звёздными» подозреваемыми и обвиняемыми?
— Сильно удивила реакция людей, которые не смогли принять ситуацию после задержания. Я ожидала, что будут вести себя адекватнее и в рамках приличия. А оказалось, что нет.
— После задержания в сети распространилась фотография Гулькина, где он удивленно смотрит на сотрудников ФСБ. Как вообще он себя вёл на первых порах, как воспринял то, что произошло?
— Мне показалось, что он вообще не понял, куда попал и что происходит. Вероятно, не ожидал, что когда-то привлекут к ответственности. В этом кабинете, где мы с вами разговариваем, долго приходил в себя.
— Как себя вёл Антипов?
— У Антипова, по моему мнению, более живой ум. Он сразу понял, что происходит и в какой ситуации оказался. Быстро сориентировался. У него сработала другая реакция. По социальному статусу ожидаешь от такого человека интеллигентности, но он поднял крик. Прогонял меня прочь, используя выражения, присущие карикатурным зэкам.
— Если говорить о сложности дел... Судя по материалам, которые стали известны общественности во время судебного разбирательства, у Гулькина была хитрая схема мошенничества. Сложно было расследовать?
— Дело не сложное. Хитрость заключалась в том, что его действия могли бы подпадать под вымогательство денежных средств, но он давил на потерпевших так, что они сами приносили деньги, лишь бы он перестал приходить с проверками. Создавал проблемы, а затем выступал «решалой». Он смог создать образ человека, который имеет обширные связи в правоохранительных органах.
— У обоих депутатов был мощный адвокатский состав. У Антипова Денис Бондарь и Олег Максимов, у Гулькина — Ирина Бондина и Евгения Гобенко. Сложно было пробивать такую защиту?
— Я бы не сказала, что были трудности. Каждый выполнял свою работу. Мы собирали доказательства, они опровергали наши доводы. Кстати, Максимова я раньше не знала. Очень рада, что познакомилась — как человек он хороший, порядочный.
— Были сложности?
— Гулькин иногда затягивал процесс. Однажды он знакомился с постановлением о назначении психиатрической экспертизы в отношении него два с половиной часа. Документ на полтора листочка. Говорил, что моя работа сидеть с ним, пока он читает.
— Нет ли ощущения, что за вами постоянно бдит общественность?
— Конечно, есть. Вот, вы ходите за мной по судам (смеётся, — прим. автора)! На самом деле, мне это очень не нравится. Это неприятно, ведь это здесь я следователь, дома — я мама и обычный человек. Не хотелось бы, чтобы меня узнавали на улице. Я хочу уберечь семью от подобного внимания. Люди ведь разные бывают. Однажды вот за мной табор цыган ходил и проклинал. Когда работала по одной группировке, к моему брату приходили люди и говорили, чтобы он «угомонил сестру».
— С кем бы у вас могли бы сложиться нормальные дружеские отношения?
— Конкретно про дружбу сказать не смогу, но вот Вавилин, например, очень интеллигентный и воспитанный мужчина. Очень грамотный. С остальными я бы никогда в жизни просто так не стала бы общаться. Мы разные люди, у нас разные интересы и круг общения.
Нападение с топором на Лашину
— Какие дела вам больше всего запомнились?
— За 20 лет у меня почти не возникало проблем с обвиняемыми, всегда находила общий язык. Но был у меня в карьере один человек, который, что называется, попил крови. Дело о мошенничестве в сфере страхования, межрегиональная организованная преступная группа. Лидером был мужчина, который покупал дома в районах Ульяновской области, Чувашии, Татарстана, завозил туда мебель, страховал жилище и сжигал. Даже от общения с ним болела голова. Я даже шутила с коллегами, что он куклу вуду сплёл и протыкает мне голову иголками. Затягивал следственные действия, отказывался выходить из камеры, срывал заседания и мероприятия.
— Оперативники в обиду не дают?
— Нет. Все хорошие ребята. Кидались на меня один раз топором. Пришли в квартиру с обыском к человеку по обвинению в распространении наркотиков. По жилищу ходил его брат, ворчал. Он думал, что мы приставы, пришли имущество описывать — видимо, у них большие долги. Мужчина вышел на балкон, а вернулся с топором. Оперативник мне говорит — беги! Я рванула к двери металлической, а она закрыта. Коллегам удалось его задержать.
— Какой самый интересный предмет вам удавалось находить на месте преступления?
— Пришли к девушке домой с обыском по делу о телефонном мошенничестве из девятой колонии. Она занималась обналом, надеялись найти карты, какие-то книги учётов, записи. Заходим, а там на диване что-то накидано, спрятано... разбираем, а там — общак! Больше пяти миллионов рублей. Искали медь, а нашли золото, как говорится.
— Если бы вы могли допросить любого преступника, который когда-либо существовал, кого бы вы выбрали?
— Наверное, Чикатило. Всегда хотелось понять мотивы человека, причины, почему он пошёл на такие страшные убийства. Я, знаете, всегда занималась общеуголовными преступлениями, разбоями, вымогательствами... я не экономист, хотя занимаюсь сейчас именно экономическими преступлениями. Мошенники — интересная категория, на порядок умнее других преступников. Интересно проникнуть в суть схем, выяснить, в чём заключался обман, куда выводили деньги...
— Как вы думаете, всегда ли мошенники «прокалываются»? Если не брать в расчёт тех, кто действует из-за границы.
— Смотрели сериал «Белые воротнички»? Всегда «прокалываются». Рано или поздно правда выходит наружу.
Секрет красоты следователя — работа
— В чём секрет вашей женской красоты?
— В работе! Не спишь, не ешь... собой заниматься некогда. Вот в понедельник (разговор состоялся в среду, — прим. автора) с четырёх утра на ногах. Вчера не обедала. Сегодня вы пришли вопросами мучить!
— Может быть есть свои особенные женские ритуалы?
— Нет, всё как у обычных ульяновских женщин. Вообще, у нас в следственном управлении все женщины красивые.
— Как будете отмечать праздник?
— В кругу семьи. Праздничный обед с родственниками.
— Что пожелаете коллегам и женщинам Ульяновска?
— Хочу пожелать, чтобы никогда не унывали. Выход найдётся из любой ситуации. И здоровья — это главное! Специфика работы требует определённой стойкости — нервной и физической. Меньше работы и больше с семьёй. Больше улыбаться. С праздником!
Обсудить новость можно в нашем телеграм-канале 73online
Фото: 73online.ru