Бизнесмен из Белгорода Евгений Горбанев два года назад открыл в Чердаклах кондитерскую фабрику «Полинка». За это время предприятие сделало завидный спринтерский рывок: объем производства вырос с 300 килограммов до почти 10 тонн продукции в сутки. Торты, печенья, эклеры от «Полинки» каждый день отправляются не только в ульяновские магазины, но еще и в 15 городов России. И это при том, что бизнес выстроен отнюдь не по привычным канонам: на фабрике работают родственники владельца, а срок годности сладостей, в пику большинству предложений на рынке, минимальный. В декабре 2019-го основатель «Полинки» стал «Лучшим предпринимателем в сфере промышленного производства» — лауреатом ежегодной ульяновской премии «Предприниматель года».

Скалку держите? Справитесь!

— Евгений, с чего начался ваш бизнес?

— В Белгородской области было 14 колхозов, а в них 14 столовых и 14 магазинов. Моя мама ими заведовала. Постепенно для них начали производить выпечку — пирожки, печенье, заварнушки, эклеры… Все это переросло в масштабное производство. Сейчас у нас две площадки: в Белгороде и Ульяновске, абсолютно равноценные по объемам. Продукция практически одинаковая, с небольшой корректировкой на особенности самих регионов.

— Например?

— В Белгороде больше любят сгущенку, а в Ульяновске — творожные, фруктовые начинки, орешки. Это что-то национальное, видимо, сказывается близость Татарстана.

— Почему выбрали именно Ульяновск?

— Я хотел самореализоваться. В Ульяновске живет мой крестный, папин родной брат, поэтому я сюда и приехал. Белгород — тупиковый город: до Украины 40 километров. А в Ульяновске хорошая логистическая доступность, много больших городов в радиусе 500 километров. Мы уже, кстати, ушли еще дальше — до Челябинска и Екатеринбурга. Так что эти два фактора стали решающими.

— Но в итоге фабрику вы построили в Чердаклах…

— Иметь производство в самом Ульяновске — это замечательно, но в городе народ более балованный, чем на селе. Чердаклы выбрали в том числе из-за рабочей силы — она тут есть. Если бы в Ульяновске нам приходилось конкурировать по уровню зарплаты со всеми, то в Чердаклах у нас заработок гораздо выше, чем у всех. Из-за этого люди идут.

— Ваши сотрудники — только местные жители?

— Нет. Приезжают из Ульяновска, Мирного, Красной речки, Озерок и других сел. Пробуем всех, кто хочет работать: учим на месте, даем испытательный срок в пять смен. Человек смотрит — устраивает ли это его, потом мы смотрим — устраивает ли он нас. 
Я обычно всем женщинам говорю: дома скалку держите? И тут справитесь.

— А что было раньше на месте вашей фабрики?

— Разрушенное ПАТП, принадлежащее почему-то Тереньгульскому району, со старыми автобусами и грузовиками. Нашли его по объявлению: целый гектар земли, недалеко от трассы. Купили через торги. Ни воды, ни света не было, база лет пять не работала. Мы все полностью восстановили, достроили то, что нужно, расширились с 1000 до 2000 квадратных метров. Через полгода от начала ремонта уже открылись.

— Что было самым сложным?

— Как говорила моя бабушка, глаза боятся — руки делают. Так что ничего. За исключением разве что одного момента. Год назад мы расширялись и решили перейти на газ (начинали работать на электричестве). Местные газовики начали ставить палки в колеса: не хотели давать лимиты, потом придирались, что газопровод неправильно построен… Вся проблема была в том, что заказ мы разместили не у них, а у сторонней фирмы, которая сделала проект дешевле и быстрее. Это был конфликт интересов — не у меня с газовиками, а у газовиков — с моим подрядчиком.

— И как в итоге решили вопрос?

— Добрались до председателя правительства Ульяновской области Александра Смекалина. Три месяца не могли оформить документы на газификацию, а тут оформили все за неделю.

Нет конкурентов — все партнеры

— Рынок кондитерской продукции и в Ульяновской области, и в целом по стране сегодня очень конкурентный. Как вы выживаете?

— Да, конкуренция высокая. Но если ты делаешь свою работу хорошо, у тебя грамотная команда, ты постоянно совершенствуешься, со всем можно справиться. Работы хватит всем, хотя за последние три года многие решили заниматься кондитерскими изделиями.

— Расскажите об особенностях вашего производства.

— Мы не используем консерванты, стараемся выбирать начинки, где их минимум. Обычно компании выходят на рынок с долгосрочной продукцией, которая может храниться 30 суток и более. Мы пошли по другому пути: зашли с 5-суточной продукцией. По советским ГОСТам у заварных изделий срок годности был вообще 48 часов! Благодаря современным технологиям мы увеличили его до 5-7 суток, основная продукция хранится до 10 суток. Больше всего «живет» песочное печенье — месяц.

— Такой подход экономически оправдан? Наверняка за 5-10 суток вся продукция не распродается.

— Каждый день с трех часов утра мы отгружаем свежую продукцию. Возврат составляет всего 1-2% от нашего объема. С учетом коротких сроков годности это сумасшедше крутой результат, которым мы гордимся.

— Почему так получается?

— Наша продукция действительно вкусная, она нравится покупателям. И нет предела совершенству. Мы стараемся делать производство еще чище, покупать новое оборудование, минимизировать взаимодействие работников с ингредиентами, по максимуму все автоматизировать и уйти от человеческого фактора, людских ошибок.

— Проблемы когда-нибудь были?

— Да, в первый год работы были две ситуации. Когда мы только учились, у нас продукция пропадала на третий день. Но справились.

— Кто ваш главный конкурент?

— Нет у нас конкурентов, как говорит наш президент. Все партнеры.

— А в торговых сетях вы представлены?

— Нет. Изначально не могли себе этого позволить — не сделали бы нужный объем. Сейчас объем производства вырос значительно, он уже даже больше того, чем нужно для вхождения. Хотим попробовать сначала поработать с региональными сетями. Мы знаем, что можем дать качественный продукт и абсолютно конкурентоспособны. В ульяновских сетевых магазинах представлено много продукции из Челябинска и других далеких городов. Так вот Челябинск нашу продукцию ест уже больше месяца, а наши пока еще не едят.

— Каковы условия вхождения в сети?

— Знаю, что большая проблема — возврат и огромные отсрочки платежа. Придется увеличивать оборотку. Вышел закон, в котором прописано, что если продукция выдерживает сроки годности, указанные на этикетке, то возвратов никаких нет. Однако сети умудряются мелким шрифтом прописать обязательный возврат. Но работать с ними в любом случае рано или поздно придется. Создаются монополии, всех маленьких оптовиков постепенно забьют. Такой же путь и у нас: либо становиться действительно крупным производством, либо превращаться в маленькую семейную пекарню.

— Как вы сейчас реализуете свою продукцию?

— У нас два собственных магазина в Новом городе, в планах — открыть еще три в правобережье. Работаем с оптовиками из Ульяновской области и других регионов. У нас много розницы: своя развозка, плюс есть ИП, которые покупают у нас продукцию и развозят по рынкам, магазинам шаговой доступности. В Ульяновске мы представлены хорошо, но это можно еще улучшить. Если мы попадем в региональные сети, потребители будут точно довольны. Это не бравада — я в этом уверен.

Дорогой ЗОЖ

— Как вы разрабатываете ассортимент? Сами участвуете?

— Конечно. Пальцем показываю (смеется). Если серьезно — пробую, говорю, что хочу. Мы стараемся оптимально подобрать ингредиенты, поймать определенную консистенцию начинки и прочее. Это постоянная работа: умри, но дай потребителю хотя бы 2-3 новинки в два месяца. Мечта любого производителя кондитерки — 3-4 вида монопродукта. У нас сегодня ассортимент — больше 140 видов.

— Получается давать покупателям желаемые новинки?

— Да, но не факт, что они остаются жить. Долгоиграющие позиции — те, которые всегда будут популярны — бисквитные, слоеные, заварные изделия. Это три «законодателя моды». Мы просто постоянно меняем в них сочетание начинок. Вспомните, сколько уже Франция ест круассаны?

— Сегодня один из самых популярных трендов — ЗОЖ. Многие начинают отказываться от сладостей. Вы это чувствуете?

— Задумайтесь: сколько стоит правильное питание, которое пропагандируют любители ЗОЖ? У меня есть хорошая знакомая, веган. Она открыла в Белгороде кафе для любителей здорового образа жизни. Кусочек торта в 150 граммов стоит там почти 600 рублей. Килограмм вареников — 980 рублей. Все ли себе это могут позволить при средней зарплате в 25 тысяч рублей? Специальной линейки для тех, кто следит за фигурой, у нас нет. Единственное, мы сезонно делаем 3-4 вида постных изделий. Нам предлагают много вариантов производства «полезных сладостей». Но пока нет ни сил, ни времени, ни специалистов, чтобы этим заниматься. Нужны новые площади, оборудование и так далее.

— Значит, объем потребления сладостей, получается, не снизился?

— Объемы у нас растут каждый год. Да, многие партнеры, коллеги просели — особенно те, у которых небольшие цеха. Почему? Мое мнение — нельзя не вкладываться в свой бизнес, не развивать его. Ты будешь топтаться на одном месте, а потом начнешь потихоньку разваливаться.

Бизнес и совесть

— Как появилось название «Полинка»?

— У меня фирма называется ООО «РДР» — Руслан, Данила, Роман. Имена моих сыновей. А торговый бренд — «Полинка», так зовут племянницу. У нас семейный бизнес.

— Многие из принципа не берут к себе родственников…

— Для бизнеса это, наверное, правильно. Но куда деть совесть? Так что я пытаюсь найти компромисс.

— Какой вы руководитель? Жесткий, деспотичный, демократичный?

Жена говорит, что во мне живет четыре человека. Так что все сразу. Могу быстро перестраиваться, а потому я совершенно разный руководитель. Думаю, такое умение подстраиваться под ситуацию — это всегда хорошо.

Арина Майорова