Жители Ульяновска по-прежнему скупают в магазинах продукты и не только. На полках супермаркетов все еще сложно найти сахар, с солью дело обстоит лучше — она периодически встречается на витринах. Резко вырос спрос на бытовую химию и предметы женской гигиены. Торговые сети в сложившейся ситуации ведут себя по-разному. Одни ужесточают ограничения на покупку товаров в одном чеке, другие их отменяют.

По информации Центра управления регионом (ЦУР), ведущего учет жалоб жителей Ульяновской области, опубликованных в социальных сетях, на предыдущей неделе 34% обращений были связаны с отсутствием в магазинах и аптеках нужных товаров и лекарств, а также с ростом цен. И эти вопросы лидеры в рейтинге событий, волнующих ульяновцев.

При этом количество людей, недовольных отсутствием в магазинах ряда продуктов, растет. На позапрошлой неделе поступила 71 жалоба, а на прошлой — уже 161. И это только те обращения, которые зафиксировала система. Она «не видит» комментарии без конкретики, например такие: «Куда делись товары с полок и что за неумные люди все скупили?».

Действительно, градус ажиотажа не спадает. Из-за этого остается актуальной проблема с отсутствием на полках тех или иных товаров. Люди, по словам продавцов, по-прежнему активно скупают соль, сахар, крупы, макаронные изделия, муку и растительное масло.

Существенно возрос спрос и на бытовую химию. В супермаркетах можно увидеть полупустые полки со стиральными порошками и кондиционерами, жидкостью для мытья посуды, гелями, шампунями. Стали также активно скупать средства женской гигиены.

Люди боятся роста цен на товары данной категории. «Мне кажется, покупатели приходят в магазин и сметают с полок все, что осталось и может сгодиться. Особенно активно берут прокладки, масло, крупы и вина», — рассказала продавец одного из магазинов местной торговой сети.

Почему паникуют

Некоторые горожане замечают, что ситуация в разных районах Ульяновска отличается. В центре покупатели ведут себя спокойнее, и тут легче найти в магазине те же соль или сахар, а в Засвияжье, например, куда больше покупателей, которые скупают все что видят, поэтому там ситуация с дефицитом некоторых продуктов более сложная.

Президент Ульяновского общественного фонда «Региональная аналитика. Профессиональные исследования. Рейтинги» («РАПИР») Дмитрий Травкин предположил, что причина этого явления в разнице менталитета и доходов основной массы жителей разных районов.

— Люди, которые чувствуют себя уверенно, не видят смысла делать большие товарные запасы, а те, кто и в обычное время еле-еле сводил концы с концами, пытаются закупить продукты, чтобы защитить свои небольшие сбережения и свой завтрашний день, — пояснил Травкин.

Также подобное поведение свойственно людям, которые руководствуются групповыми инстинктами: все побежали за гречкой, и они тоже. Есть еще один важный момент — подобная потребительская модель определенной части населения является проекцией доверия или недоверия к власти. Когда людям говорят, что все спокойно, товаров достаточно, часть населения слышит эти рекомендации и следует им, а часть — нет.

Ситуация с серьезным ажиотажем в Засвияжском районе только подтверждает вышесказанное. Там проживает достаточно большое количество людей пенсионного и предпенсионного возраста, многие из которых в прошлом работали на местных заводах, сейчас у них невысокий достаток, некоторые и вовсе считают каждую копейку. При этом они хорошо помнят, что такое инфляция и дефицит, очень явно чувствуют эти процессы. «Плюс это люди, которые в силу своего менталитета имеют сады, рассчитывают, что им летом нужно будет делать заготовки, и опасаются, что если сахар подорожает, то они не смогут приобрести его в нужном количестве», — объяснил Травкин.

Поэтому чем ниже средний уровень благосостояния жителей того или иного района, тем острее люди реагируют на различные непонятные им ситуации.

Лимиты «в один чек»

Пока покупатели волнуются, магазины начали ужесточать ограничения на приобретение продуктов в одни руки.

В магазинах сети «Магнит» изначально была ограничена продажа сахара, гречки и тушек курицы (не более пяти штук/килограмм). Сейчас в список добавили муки, рафинад и подгузники.

На горячей линии сети магазинов «Гулливер» пояснили, что в супермаркетах решили снять ограничения.

В гипермаркете «Лента» 8 марта на полках с сахаром, гречкой, рисом, растительным маслом, макаронами и т. д. были объявления с указанием, что можно купить не более 10 упаковок данных товаров.

Сейчас система значительно усложнилась. Взять, к примеру, сахарный песок: через интернет-каталог система позволяет заказать только пакета. В то же время на горячей линии пояснили, что придя в магазин лично, клиент сможет купить три пачки, но акция «Сниженная цена» будет действовать только на первую печку. Сколько стоит товар, оператор пояснить не смог, так как за те 10 минут, что мы беседовали, сахар в «Ленте» закончился, и из каталога исчезли данные о его стоимости.

Сократились лимиты и на многие другие товары. Система позволяет положить в корзину максимум две пачки соли, не более трех упаковок риса или гречки.

В дискаунтере «Победа» также действует «заградительная» система цен. Если вы купите менее 10 упаковок товара, он обойдется дешевле, чем в том случае, если возьмете 10 или более единиц. По такому принципу продаются некоторые крупы, растительное масло, куры и сахар.

«Сейчас «песка» нет, весь раскупили. По какой цене поступит новая партия, неизвестно. Но последнюю продавали по 59 рублей за пачку если меньше 10 штук, и по 65 рублей — если больше», — пояснила сотрудница магазина.

Дмитрий Травкин считает, что выставление таких «заградительных» цен в данной ситуации максимально эффективно.

— Если человеку сахар нужен для текущего потребления, он спокойно его купит по 57 рублей, если он хочет сделать запас, то пусть берет дороже, — пояснил Травкин. — Этот экономический ход должен немного «отрезвить» людей. В условиях нынешнего времени это справедливо.

Скидки и бонусы

Мы позвонили на «горячие лини» торговых сетей. В «Ашане», «Ленте», «Гулливере» и «Магните» пояснили, что системы лояльности не изменились, исправно работают все скидки и начисляются бонусы.

Исключение — сеть «Пятерочка», где возник технический сбой. Оператор пояснила, что сейчас, в связи с недавними событиями, есть определенные технические сложности в работе системы. Ограничен функционал пластиковых карт и приложения. Скидки по карте по-прежнему срабатывают, а вот накопление бонусов за совершенные сейчас покупки под вопросом. «Баллы, которые были начислены ранее, точно сохранятся, но будут ли зачислены на счет карты те, что копятся сейчас, неизвестно. Специалисты работают над решением вопроса, мы надеемся скоро система возобновит корректную работу», — пояснила оператор горячей линии.

Эвелина Роженцева