Новодел на исторической улице в центре Ульяновска должен быть реконструирован по решению суда. Собственник сообщил приставам, что подготовил проект изменения постройки, и отчитался о «подготовке стройплощадки», и те продлили исполнительный срок до 1 июня. Но рабочих у дома как не было, так и нет.
Напомним, речь идет о доме меж двух музеев комплекса Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина» – ул. Льва Толстого, 65. В XIX веке здесь был деревянный флигель в составе усадьбы симбирской мещанки А.Ф. Петровой. Охранных обязательств он не получил, а в 2017-м новый собственник – ООО «Янтарный дом» (владелец и руководитель Раджаб Атаев) – взялся за реконструкцию строения (в суде пытались доказать, что дом построили заново на новом фундаменте, но не смогли).
После работ город получил новодел из двух домов, вплотную пристроенных друг к другу и частично облицованных деревом, а также годы судебных тяжб. В 2022-м ООО «Янтарный дом» обязали привести дом, выходящий на красную линию улицы, в соответствие с историческим видом – в частности, снизить высотность и уменьшить габариты строения.
Продлили до лета
Сотрудники «Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина видя, что решение суда не исполняется в установленный срок, обратились к судебным приставам за разъяснениями. И с удивлением узнали: «Янтарный дом» подготовил проект реконструкции и в феврале согласовал ее в региональном управлении по охране объектов культурного наследия (ОКН), теперь готовит строительную площадку. Приставы в ответ продлили срок исполнительного производства до 1 июня 2023 года.
– Мы узнали о проекте случайно и теперь всеми силами стараемся получить его копию – хотя бы ознакомиться. Запросили документы в управлении по охране ОКН. В таком же положении, что и мы, оказался истец по делу – министерство строительства и архитектуры Ульяновской области, – пояснила директор «Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина» Ирина Котова.
Дежавю, или История повторяется?
Загвоздка заключается в том, что по закону «Янтарный дом» действует верно: разработанный проект должен получить согласование в управлении по охране ОКН. Разрешения от Музея-заповедника или минстроя в данном случае получать не обязательно. Максимум, на что могли пойти в управлении по культурному наследию – созвать публичный совет и получить рекомендации, которые, впрочем, к исполнению не обязательны.
Вопросы вызывает именно кулуарность принятия таких решений: неясно, что отображено в проекте, все ли параметры, определенные судом, учтены. К тому же, здесь рождаются новые возможности по затягиванию сроков исполнения решения суда – внесение правок.
– Вся история со строительством этого дома начиналась так же – без публичного обсуждения, тихо. Возникает некоторое дежа вю. У музея осталась лишь совещательная функция, все разногласия мы можем решать только в судебном порядке. И если какой-то вид работ не предусмотрен согласованным проектом, это означает новый виток разбирательств, – высказывает опасения Котова.
Музей-заповедник «Родина В.И. Ленина» запросил копию проекта 17 апреля, ответ должен прийти в течение 30 дней. До тех пор остается только наблюдать.
Создать прецедент
Довести историю с домом №65 по Льва Толстого важно еще и для создания прецедента, отмечает Ирина Котова.
Тогда, возможно, судьба других ОКН или зданий в черте исторической застройки будет складываться иначе: качество согласования некоторых проектов управлением по культурному наследию вызывает у специалистов вопросы. Например, дом №110 по улице Ленина, построенный в окружении старинных усадеб, неожиданно получил от ведомства одобрение на гараж, выходящий на красную линию улицы.
В суде с «Янтарным домом» управление активного участия не принимало, а ранее одобренный им проект реконструкции (читай – строительства) вошел в конфронтацию с искусствоведческой экспертизой, проведенной во время суда аттестованным минкультом РФ специалистом. Иначе как формальной позицию «охранного» управления в данном случае назвать не получается.
Успеть до лета
Ни строителей, ни техники на Льва Толстого, 65 в этом году сотрудники музейного комплекса не видели. Корреспондент 73online.ru также осмотрел территорию – о работах напоминают разве что старая малярная кисть и корыто для бетона во дворе. Стекла местами разбиты, чердак открыт, а краска с фасада облезла – в целом здание производит вид забытого и заброшенного.
Перечень работ, определенный судом, опрошенные редакцией строители оценивают как выполнимый, но требующий целую бригаду профессионалов, поскольку работы предусмотрены разнородные – и кровельные, и оконные, и монтажные… Для разбора плит перекрытия понадобится кран.
Да и в целом, судя по списку, дом предстоит фактически разобрать и отстроить заново, чтобы уменьшить габариты. За месяц это можно успеть, но начать неплохо бы уже сейчас.
Татьяна Лисицына