«Единая Россия» планирует изменить конфигурацию формирования партийных списков на ближайших выборах в ЗСО. Партия власти инициирует законопроект, который лишит возможности давним противникам Алексею Куринному и Сергею Морозову сойтись в политической битве во главе партийных списков. Избирательную кампанию хотят сделать тихой и бесконфликтной. Эксперты на это говорят разное...
Внесение известных людей во главу списка - обычная практика. В Заксобрание Ульяновской области в разные годы шли Владимир Жириновский (ЛДПР), Сергей Миронов (СР) и, неоднократно, Сергей Морозов (ЕР). Но, как правило, они отказывались от мандатов в пользу тех, кто на выборах не был заметен. Например, таким образом в 2018 году депутатом стала активистка Мария Рогаткина...
В этом году депутат ЗСО и руководитель исполкома «Единой России» Константин Долгов предлагает ликвидировать так называемые «паровозы» - тройки лидеров по областному списку, оставят лишь территориальные группы, т.е. список партии по конкретной территории. Законопроект вынесут на рассмотрение в апреле.
Некоторые собеседники 73online.ru считают, если систему отменят, в первую очередь пострадает КПРФ, потому что там есть известный «паровоз» - Алексей Куринный. К слову, у ЕР тоже такой локомотив имеется - Сергей Морозов, но бывшего губернатора единороссы не очень хотят видеть в лидерах списка из-за его конфликта с действующим губернатором Алексеем Русских. Технологический ход, который инициирует партия власти, лишает Куринного и Морозова возможности ярко засветиться на выборах. Но главная задача - сделать выборы бесконфликтными, не вспоминать старых обид.
ЕР получает стратегическое преимущество еще и потому, что местных лидеров на территориях у них больше, чем у КПРФ. Вероятно, таким образом, единороссы хотят отыграться за поражение 2018 года.
Выиграет избиратель?
В комментарии 73online.ru Константин Долгов пояснил, что практика отказа от так называемой «паровозной» системы формирования партийных списков на выборах в региональные парламенты, фактически начавшаяся в электоральных циклах 2018-2019 годов, все чаще применяется в регионах. Можно сказать, что это становится тенденцией. «Наличие «паровозов» - лидеров партийных списков, участие которых в избирательных кампаниях зачастую сводилось исключительно в виртуальном присутствии на баннерах, - на практике приводило к повышению недоверия к институту выборов со стороны избирателей», - считает он.
Г-н Долгов также сказал, что переход на формирование списков при отсутствии общеобластной части увеличивает шансы попадания в парламент кандидатам, которые ведут работу в конкретных территориях. А это, в свою очередь, приводит к более тесному взаимодействию политических партий с избирателями на местах.
- Кроме того, это стимулирует партийное руководство наполнять партийные списки на региональных выборах реальными лидерами общественного мнения, авторитетными на конкретных территориях общественными деятелями, политиками, а не ограничиваться одним-двумя яркими фигурами. В такой ситуации, завоевывать сердца избирателей приходится фактически всем кандидатам, находящимся в списке, а не только партийным лидерам, - объясняет Долгов.
Паровоз везёт, но не едет
С Долговым согласен вице-премьер областного правительства, электоральный юрист Вадим Андреев: «Паровозы» на выборах - это не совсем честная игра. Ставили в «тройки» селебрити - те становились витриной, забирали мандаты у трудяг. При отказе от такой системы главное приобретение - прозрачность политических партий и реальная работа на земле».
Замгубернатора по внутренней политике Александр Коробко инициативу поддерживает: «Это один из законных вариантов развития событий. Такая система повлияет на качество работы кандидата с избирателем, встряхнет их, появятся новые яркие лидеры. Многие уже привыкли, что тот, кто попадает в тройку, может ничего не делать и получить мандат. А тут реально поработать придется».
Президент Фонда общественных исследований «РАПИР» Дмитрий Травкин полагает, в данном случае выиграет не ЕР, а ульяновский избиратель. По его словам, партийная система сложилась десятилетиями. Смысла вводить в заблуждение людей нет: «Паровозы» - уходящая история. Они везут, но не едут», - говорит эксперт. По его оценке, сама кампания станет более чистой, личностные противостояния, которые выглядят несимпатично уйдут.
Но есть, кто против
В КПРФ отмену «паровозов» не одобряют. Депутат Виталий Кузин говорит, что коммунисты «как обычно» больше всех пострадают из-за спойлерских проектов.
- Раньше мы выставляли партийный список с людьми, чьи фамилии на слуху. Например, включали лидера обкома, депутата Госдумы Алексей Куринного. Сейчас такой возможности не будет. Уверен, мы увидим в бюллетенях наших двойников от партии Коммунисты России, людей будут дурить и путать, - говорит Кузин.
Предводитель эсеров Андрей Седов: «Это война между «Единой Россией» и КПРФ. Они только о себе думают! Законопроект, конечно, продавят большинством голосов. Задача ЕР - уменьшить число депутатов от компартии по спискам, а мы попадаем под раздачу».
За сохранение троек выступают и в ЛДПР. «Партию должен вести за собой лидер, этого стесняться не надо. В «Единой России» никак не определятся, кто должен встать во главе списка. Выгоды я не понимаю, но в руках ЕР собран админресурс. Обеспечить победу они смогут особенно на селе», - считает Дмитрий Грачев.