Дореволюционный Симбирск звался «родиной Карамзина». За советским Ульяновском закрепилось имя «родины Ленина». Каждая эпоха ставила памятники своим героям, и памятники эти, по счастью, сохранились до нашего времени, сделавшись монументальными символами города.

Именно символическая и идеологическая нагрузка всегда обеспечивает особый интерес к монументальным памятникам. Она становится причиной их установки и общественного внимания к ним. Они же влияют на долговечность памятников, когда смена идеологий вдруг приводит к сносу того, что строилось на века, как это случалось с памятниками императорам после 1917 года или памятниками Сталину после развенчания культа личности в 1956 году.

Старый Симбирск был по-своему уникальным местом, единственным губернским центром в Российской империи, который не был украшен ни одним памятником императору – монумент в честь Александра II установили здесь в центре города, на перекрёстке улиц Гончаровской и Панской (ныне Андрея Блаженного), только осенью 1916 года, но так и не успели официально его открыть, прежде чем грянула Февральская революция 1917 года.

Хотя нет – один император, покойный на тот момент Александр I изображён на постаменте торжественно открытого в 1845 году памятника историографу Николаю Карамзину. Присутствие другого, Николая I, как бы подразумевается на другой стороне постамента, посвящённой выделению смертельно больному писателю щедрого императорского пансиона.

Памятник Н. М. Карамзину.

В 1833 году симбирские дворяне решили увековечить своего великого собрата, симбирского уроженца Николая Карамзина установкой памятника в его родном городе. Под памятником, правда, подразумевалась не фигура, а «общеполезные» учреждения, учебное заведение, библиотека, названные именем земляка. Было запрошено и получено высочайшее, то есть самого императора официальное разрешение на строительство памятника и сбор добровольных пожертвований – но вместо учреждений велено было ставить памятник в привычном нам смысле этого слова: камень и бронза, скульптуры и постамент.

Сложно сказать, в какой степени симбирское общество было самостоятельно в своём стремлении – либо желало подыграть центральной власти просчитанной и даже согласованной «инициативой с места». Дело в том, что Николай Карамзин, известный нам как историк и литератор, деятельный реформатор русского языка был вдобавок главным идеологом тридцатилетнего царствования императора Николая I с его православием, самодержавием, народностью, губернаторами-технократами, с Россией в качестве «европейского жандарма» и жирной точкой катастрофичной Крымской войны в финале.

Николай I умел ценить людей – и особенно тех, кто был рядом с ним в первые дни его царствования во время восстания 14 декабря 1825 года. Николай Карамзин был среди этих людей – и более того, простуда, полученная на Сенатской площади, стала причиной болезни, что через полгода свела историка в безвременную могилу. Император назначил Карамзину годовую пенсию в 50 тысяч рублей золотом – а годовое жалованье губернатора было всего 3 тысячи – готов был снарядить корабль, чтобы отвезти его на лечение, сделал ближайшими своими сановниками людей, которых ему указал Карамзин, и даже Пушкина освободил из ссылки и встречался с ним по совету историка. Николай I сам выбрал место для памятника Карамзину, когда посещал Симбирск в августе 1836 года, и сам одобрил концепцию монумента.

Дореволюционное изображение памятника Карамзину. На фоне - разрушенный Губернаторский дом.

Муза истории Клио не просто так возвышается над постаментом, в котором помещён сравнительно скромный бюст историографа. История словно склоняется перед скромным человеком, сумевшим описать её ход, распознать её законы. История развивается благодаря мнениям Карамзина, ставшего авторитетом и советником российских царей. Кстати, и само открытие памятника было никак не приурочено к конкретным датам жизни Николая Карамзина, но случилось как раз в девятую годовщину посещения Симбирска Николаем I. В этом году памятнику Карамзину исполнится 175 лет, и у нас будет повод поговорить о нём подробнее.

А вот ленинский 150-летний юбилей уже минул среди наступившей самоизоляции – а с ним и юбилеи ленинских памятников, возводимых в разные годы: 80-летие памятника Владимиру Ленину, что ныне на Соборной, бывшей площади Ленина, 50-летие грандиозного Ленинского мемориала и памятника «Мария Ульянова с Володей Ульяновым», находящегося неподалёку.

Владимир Ильич родился и жил в эпоху фотографии, и существующие фотоизображения в немалой степени определили иконографию вождя мирового пролетариата, в первую очередь тип «Ленин-вождь» с лысиной и бородкой клином. Таким советские художники любили изображать вождя, провозглашающего Советскую власть в октябре 1917 года, хотя именно в это время Ленин из соображений конспирации сбрил бороду и носил густой парик.

Ленин-вождь запечатлён на мемориальной доске, украшающей Дом-музей Ленина на одноимённой улице. Это – старейшее из сохранившихся монументальное изображение Ильича, украсившее улицы его родного города ещё в давнем 1926 году. Оно тем более ценно, что скульптурный портрет ваял земляк Аркадий Пластов (1893 – 1972), будущий народный художник СССР, один из столпов жанра социалистического реализма в живописи.

Барельеф Владимира Ленина работы Аркадия Пластова.

Родной Симбирск не видел живьём зрелого вождя революции. Владимир Ульянов покинул город в 17 лет, но на памятнике, торжественно открытом в Ульяновске 22 апреля 1940 года, в день 70-летия со его дня рождения, Владимир Ульянов-Ленин предстаёт в своём классическом образе. Этот памятник был и остаётся одним из лучших монументальных Лениных во всей советской истории. Автором скульптурного монумента стал один из лучших советских скульпторов Матвей Манизер (1891 – 1966).

Правда, изначально, для «родины Ленина» скульптор предложил на рассмотрение Комитета по делам искусств при Совете народных комиссаров СССР эдакого «домашнего» Ленина: невысокого, коренастого, со скуластым волжским лицом. На Манизера обрушились с замечаниями: «Сделать изменение головы фигуры для поисков более правдивого облика Ленина. Произвести изменения в пропорциях фигуры с целью ее удлинения и убавить излишнюю полноту. Сделать силуэт фигуры более содержательным».

В начале апреля 1940 года мастера Ленинградского завода монументальной скульптуры отлили 6-метровую бронзовую фигуру вождя. На момент изготовления это была самая большая скульптура из бронзы, изготовленная в СССР. 15 апреля ее доставили в Ульяновск и установили на постаменте. Общая высота монумента составила около 14,5 метра.

Памятник Владимиру Ленину в послевоенные годы.

Монумент органично вписался в городской ландшафт, он и сейчас остаётся одним из главных монументальных символов Ульяновска. За памятник Ленину Матвей Манизер в 1941 году был удостоен Сталинской премии, а в 1958 году авторское повторение ульяновской скульптуры заслужило Гран-при Брюссельской выставки и золотую медаль Академии художеств СССР.

Отмеченное в 1970 году 100-летие со дня рождения В.И. Ульянова-Ленина стало важнейшей вехой в истории Симбирска-Ульяновска. Масштабная реконструкция радикально преобразила облик города в соответствии с требованиями своего времени, превратила его в «визитную карточку» СССР, которую с гордостью демонстрировали иностранцам как пример явных достижений социализма. Архитектурная и монументальная пропаганда многократно воспроизводила известный каждому советскому человеку канонический образ вождя Октябрьской революции – в частности, в виде колоссального бюста на фасаде Ленинского Мемориала.

Горельеф бюста Владимира Ленина на фасаде Ленинского мемориала.

29 ноября 1969 года договор на создание бюста был заключён с прославленным советским скульптором-монументалистом Николаем Васильевичем Томским (1900 – 1984), лауреатом шести Государственных премий, президентом Академии художеств СССР. Договор был заключён, но не маэстро ваял скульптурный горельеф. Реальным исполнителем стал главный скульптор Ленинского Мемориала, ученик Матвея Манизера, лауреат Сталинской премии Павел Бондаренко (1917 – 1992).

Впрочем, куда более интересным кажется другое творение Павла Бондаренко, в котором ему ассистировал скульптор Олег Комов (1932 – 1994), член правления Союза художников СССР – скульптурная группа, памятник Марии Ульяновой с Владимиром Ульяновым, установленный близ Музея-квартиры В.И. Ленина, дома, в котором семья Ульяновых проживала в 1871 – 1875 годах.

Скульптурная группа «М. А. Ульянова с сыном Володей».

Именно в этот период была сделана самая ранняя фотография будущего вождя революции, запечатлевшая четырёхлетнего Володю рядом с его трёхлетней сестрой Ольгой. Фото послужило основой облика Володи на памятнике. Но тема детства великого человека выражена отнюдь не камерно, что подчёркивают размеры монумента: скульптура высотой 3 метра 9 сантиметров, общая высота памятника с постаментом составляет 4 метра 49 сантиметров.

При этом советские скульпторы буквально следовали канону древнерусских иконописцев, изображавших Богоматерь и Младенца Христа. На иконах у Младенца писалось тело взрослого человека, признак его божественного совершенства. Володя Ульянов тоже выглядит маленьким мужчиной – развитая грудь, расправленные плечи, правая нога готовится шагнуть, уводя мальчика из-под материнской руки, заботливо положенной ему на левое плечо – вперёд, в коммунистическое завтра!

Если в годы советской власти на банкнотах печатали профили Ленина, то в современной России на 1000-рублёвых купюрах запечатлён памятник Ярославу Мудрому в Ярославле, творение Олега Комова. Особым талантом этого скульптора было умение «вписывать» монументальные творения в «контекст исторической архитектурной среды». Это качество вполне проявилось в ульяновском монументе. Памятник не заслоняет, не портит вида, не отвлекает внимания от старинного дома, где жили Ульяновы. И этому стоит учиться современным скульпторам.

Иван СИВОПЛЯС