Одна из проблем качества жилья для детей-сирот в Ульяновске - низкая конкуренция на аукционах. Крупные девелоперы не выходят на торги, ведь цена за квадратный метр, которую запрашивает Минстрой, для них не выгодна. Более того, нередко оказывается ниже минимальной, установленной банком - того требует проектное финансирование. Эксперты отмечают, что в перспективе на многоквартирные дома, в которых живут сироты, упадёт спрос и многие ульяновцы не хотят такого соседства.

Приобретение жилья для детей-сирот в регионе - тема проблемная. Дома в муниципалитетах специально для выпускников детских домов строятся из далеко не самых качественных материалов, что подтверждают периодические сообщения об уголовных делах после массовых жалоб владельцев квартир. Застройщики объясняют это дешевизной - квартиры приобретаются по весьма скромной стоимости, регламентированной Минстроем. Крупные девелоперы на госконтракты не выходят по этой же причине - застройщику, возводящему качественное жилье, гораздо выгоднее продать его другим покупателям. В хорошем районе и на голые стены будет высокий спрос, тогда как критериям для сиротских квартир нужно еще соответствовать: например, квартира должна быть не меньше 33 квадратных метров и вдобавок с отделкой, готовой к проживанию.

Директор строительной компании ООО "ДСК" Гарик Оганесян имеет опыт работы с "сиротскими" квартирами. В двух домах на проспекте Тюленева, застройщик продал региону 20 квартир, и для него эта сделка убыточная. Учитывая, что после введения эскроу-счетов застройщиков "подсадили" на банковское финансирование, они, в том числе, ориентируются на минимальную цену продажи квартир, установленную этим же банком. По словам Оганесяна, кредитная организация установила минимум в 42 тысячи рублей за квадратный метр, тогда как сиротам их продать нужно по 39 тысяч, еще сверху заложив в ремонт.

- За качество застройщики, которые строят дома на продажу, могут ручаться, ведь если там квартиры покупают люди, они голосуют за это жилье рублем. Другое дело, когда это специально построенные дома под сирот, там ты можешь получить, что угодно. В то же время далеко не у каждого застройщика найдутся квартиры нужного размера, ведь меньше положенного нельзя, а за большее тебе просто не доплатят, ты получишь ровно за 33 метра. Мы продаем в домах без ремонта квартиры по 45 тысяч рублей за квадратный метр, а в тех, которые я отдаю детям-сиротам, должен сделать базовый ремонт и продать их по 39 тысяч за квадрат. То есть для застройщика это не выгодно совсем. Если выйдешь в ноль, уже будет хорошо, - говорит он.

ООО "УльяновскЦентрГазСтрой" Артема Федорова заключило контракты на продажу 150 квартир для детей-сирот в двух домах на улице Ипподромной. Он пока с проектным финансированием не столкнулся и возводил дома за средства дольщиков, тогда условия для девелоперов были более комфортными.

- Если выигрываешь аукцион на 10-15 квартир, заключаешь договор долевого участия и получаешь 30% аванса. У тебя есть гарантии, квартиры уже законтрактованы, можешь спокойно строить и знаешь, что деньги свои получишь. Сейчас, в связи с ростом стоимости материалов и еще вдобавок необходимости переходить на эскроу-счета, я понимаю, насколько это усложнило весь процесс для застройщиков и сделало продажу квартир для сирот менее выгодной, - объясняет Федоров.

К слову, о проблеме в регионе все же задумались и для привлечения к участию в торгах более крупных строительных организаций правительство Ульяновской области подготовило постановление от 29 апреля 2021 года. В нем рыночную стоимость квадратного метра для приобретения жилья с отделкой для детей-сирот с 39 тысяч рублей подняли до 55 тысяч в Ульяновске, а в Димитровграде - до 47 тысяч.

Но есть еще одна сторона медали - низкая конкуренция на аукционах по сути приводит еще и к тому, что всех детей селят в одни и те же дома в одних и тех же районах, образуя целые сиротские кварталы, их еще называют "сиротскими гетто". Такая обособленность сирот от общества не дает им возможность социализироваться, порой это приводит к росту бандитизма - неокрепшие подростки попадают не в самые лучшие компании, не понимают мер поведения, из-за чего на них периодически жалуются соседи. В 2018 году в федеральном законе "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" появилась приписка о том, что регионам запрещено предоставлять сиротам более 25% помещений в одном многоквартирном доме, дабы не изолировать их от общества и пропорционально распределять жилье.

Превалирующее число бывших детдомовцев выходят из учреждения не приспособленными к самостоятельной жизни - обыденные бытовые вопросы, с которыми им приходится сталкиваться, становятся настоящим испытанием. По словам руководителя АНО защиты интересов сирот "Академия Сирот" Анастасии Смываловой, сопровождением молодых людей после детского дома в регионе не занимаются.

- Есть социальные педагоги, которые в период обучения присматривают за детьми, стараются вложить в них какие-то ценности, но этого не хватает, ведь воспитание - работа системная. В любом случае после окончания обучения они выходят в свободное плавание и рядом у них не остается никого. Для взаимопомощи они формируют свои сообщества, но опять-таки они закрыты от окружающего мира и люди вокруг их тоже не воспринимают, - рассказывает собеседница.

Отсюда еще одна проблема для застройщиков - общественная неприязнь к такому соседству. Как отмечает генеральный директор агентства недвижимости «Перспектива24» в Ульяновске Тагир Хуснутдинов, жилье в доме, где даже четверть квартир принадлежат сиротам, люди покупают крайне настороженно, да и квартиры в таких домах падают в цене. Ведь на спрос влияет не только инфраструктура дома и качество самого МКД, но и соседи. И несмотря на то, что сиротство - не гарантия неблагополучия, опыт показывает, что проблемы все же возникают.

"Один не захотел покупать квартиру в этом доме, другой не захотел. Так и падает спрос, вследствие чего и снижается цена", - объясняет Хуснутдинов.

По мнению Анастасии Смываловой, с этой проблемой может помочь социальное сопровождение выпускников детских домов, ведь если дети будут под наблюдением, смогут социализироваться в обществе, постепенно предвзятое отношение к ним можно побороть.

- В Ульяновске нет кадров, которые бы работали именно с этой категорией и делали бы это системно. У ребят наших, к сожалению, по большей части отсутствует понимание юридических тонкостей, они не могут отстоять свои права, не понимают, как распоряжаться финансами и начинают свой путь с долгов, не знают, что такое платеж за ЖКХ. Поэтому в плане социального сопровождения должны быть юристы, которые будут работать только с этой категорией, социальные работники. В отделах соцзащиты и без сирот высокая нагрузка, и когда ребенок-сирота приходит и пытается объяснить проблему, ему квалифицированную помощь оказать не могут, - считает руководитель "Академии Сирот".

Фото: 189131.selcdn.ru

Дарья Гордеева