Один из наиболее узнаваемых монументов Ульяновска, в какой-то мере ставший символом города – памятник историку, писателю и первому российскому историографу Николаю Михайловичу Карамзину появился в нашем городе в 1845 году. Поговаривают, что место установки постамента указал сам император Николай I. После революции Ульяновск едва не лишился скульптуры – некоторые горожане предлагали переплавить «крупный кусок металла». Но памятник Карамзину устоял – и стал не просто местом притяжения…
Идея увековечить память Н.М. Карамзина принадлежит представителям местного дворянства – майору Петру Ивашеву, князю Хованскому и братьям поэта Николая Языкова. В 1833 году был создан Комитет по сооружению памятника и начат сбор средств.
К работе над проектом монумента приступил два года спустя известный скульптор Самуил Гальберг, после смерти которого работу продолжили его ученики. Бронзовые детали отлили в литейных мастерских в Санкт-Петербурге под наблюдением мастера Петра Клодта в 1843 году. Под его же руководством в мастерской Академии художеств изготовили пьедестал для статуи музы Клио, покровительницы истории. Материалом выбрали красный гранит из Финляндии.
Детали памятника доставили в Симбирск водным путем в 1844 году, а открыли монумент в торжественной обстановке год спустя.
Есть сведения, что местонахождение памятника историку указал лично император Николай I во время визита в Симбирск в 1836 году. Также государь повелел заключить контракт на создание монумента и выделить на это средства.
Памятник Карамзину представляет собой необычную скульптуру: изображения писателя представлены только в виде барельефов, а на монументе установлена статуя музы высотой 4,3 метра. Создан памятник в свойственном тому времени стиле классицизма. Величественная Клио правой рукой возлагает на жертвенник бессмертия главный труд Н.М. Карамзина – скрижали «Истории государства Российского», а левой держит трубу, с помощью которой будет вещать о страницах жизни России.
Бюст историка располагается в круглой нише в пьедестале. Кроме того, по бокам пьедестала расположены горельефы.
– Один изображает, как Карамзин читает отрывок из своей «Истории» Александру I в присутствии его сестры Екатерины Павловны. На другом, тоже в аллегорической форме, Николай Михайлович запечатлён на смертном одре в окружении семейства в тот момент, когда узнал о пожаловании ему Николаем I щедрого пенсиона. В соответствии с канонами классического стиля все фигуры памятника изображены в античных одеждах, – отмечает экскурсовод отдела музеев Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина» Юлия Кириллова.
Первоначально памятник обнесли деревянной решеткой. Но в 1855 году на средства Авроры Карамзиной, вдовы сына Николая Михайловича, на замену деревянной была изготовлена богатая чугунная ажурная решётка с медными вызолоченными навершиями.
В 1866-1869 годах по проекту архитектора Н.А. Любимова вокруг памятника разбили сквер, который окружала изгородь из желтой акации и сирени. Вдоль аллеи были высажены березы, вязы, рябины, вишни, дикие груши.
После революции в первые годы советской власти памятник неоднократно подвергался актам вандализм: были сбиты верхние позолоченные медные окончания оград, сделано несколько выколов гранита, уничтожена надпись пьедестала. В 1931 году возникла реальная угроза сноса памятника. Один из граждан в городской газете писал: «имею указать на крупный кусок металла в „бросовом состоянии“ в Ульяновске. Это статуя из меди в Карамзинском саду… Статуя должна быть снята и употреблена на подшипники…». Отстояли памятник директор Ульяновского естественно-исторического музея П.Я. Гречкин и городской архитектор Ф.Е. Вольсов.
В декабре 1995 года Карамзинский сквер объявлен памятником природы Ульяновска.
Архивные снимки и исторические сведения представлены Музеем-заповедником «Родина В.И. Ленина» из собственных фондов
Татьяна Лисицына