В Симбирске в канун 1899 года произошло примечательное событие – открытие железной дороги. А вот здание первого в городе железнодорожного вокзала, непременного атрибута всякой крупной станции, было готово чуть раньше. Но было оно краснокирпичным и одноэтажным. Как эта постройка превратилась в яркий образец сталинской архитектуры в далекой губернии – в совместном материале Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина» и 73online.ru.

Экономический подъем

История железнодорожного движения Симбирска–Ульяновска связана со строительством Московско-Казанской железной дороги, рассказывает экскурсовод отдела музеев Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина» Юлия Кириллова.. Вопрос о необходимости включить Симбирск и Инзу в общую сеть возник еще в середине 19 века. На тот момент главным торговым путём был речной – то есть по Волге и другим рекам губернии (Сура, например, в то время была судоходной). Соседние Казанская и Самарская губернии, уже имевшие железнодорожное сообщение с Москвой и Петербургом, стали обгонять симбирян в экономическом отношении.

Конец века губерния встречала экономическим подъемом. Главным событием стало строительство железной дороги. Проект получил одобрение самого Николая II, который весной 1897 года направил министру путей сообщения Сергею Витте указ о разрешении обществу Московско-Казанской железной дороги производить отчуждение земель в полосе строительства железной дороги от Симбирска до Инзы. Тогда же решено было строить вокзал.

После проведения изыскательных работ на трассе будущей железной дороги вдоль Сызранского, Саратовского тракта начались земляные работы. На насыпи укладывались шпалы и рельсы в направлении Вырыпаевки. Железнодорожная ветка Инза – Симбирск выходила на южный городской выгон рядом со слободой Туть.

Здесь весной 1897 года было начато строительство станции Симбирск-1, а 4 июня состоялась закладка железнодорожного каменного вокзала с мастерскими и товарными складами. К концу 1898 года завершилось сооружение железнодорожной линии (в том числе подгорной ветки к пароходной пристани), вокзала и депо. Тогда же в городе возникли три товарные станции. Но из-за отсутствия железнодорожного моста через Волгу до 1916 года они долгое время оставались тупиковыми.

Паровоз, прибывший по Волге

К имеющейся железной дороге Москва – Инза была построена ж/д ветка в один путь длиной 165,5 км от Симбирска до Инзы. 17 января 1899 года состоялось торжественное открытие нового вокзала – первого в Симбирске.

– Сохранились почтовые открытки с его изображением. Здание построено по типовому проекту, одноэтажное, кирпичное. На фасаде четко просматривается рисунок кирпичной кладки, – говорит Юлия Кириллова.

Первый паровоз прибыл в Симбирск из Нижнего Новгорода по Волге, его с большим трудом подняли на волжский косогор. Строительство железной дороги хоть и началось в 1897 году, но к 1898 году железнодорожная колея еще не дошла до Инзы, вот почему паровоз доставили по воде, а потом долго и трудно поднимали по волжскому косогору при большом стечении народа.

На протяжении вновь открытой железной дороге были построены (в 1898-1899 гг.) ж/д станции Глотовка, Шарлово, Охотничья и другие.

– Интересный факт – первоначально по проекту намечалось, что железная дорога будет проходить через Карсун, но местные купцы, боясь конкуренции и потери прибылей, воспротивились. Так узловой станцией стала Инза, а не Карсун, – рассказывает Кириллова.

Выгоды железной дороги

Первая железная дорога Симбирска дала многим жителям района Тути рабочие места со стабильным заработком – кочегары, смазчики, стрелочники, носильщики, грузчики. Наиболее предприимчивые открывали пекарни, трактиры и лавки с разнообразным товаром, застроив целый квартал поблизости с вокзалом. Строительство железной дороги способствовало переименованию одной из Инвалидных улиц в Транспортную. Со временем изменили название переулков. В то время Туть начиналась от сегодняшнего переулка Суворова и шла до Южного выгона, до Киндяковки. С севера – от переулка Суворова до улицы Минаева – были поля.

К началу XX века из Симбирска на Москву ходили два поезда. К ним присоединяли почтовые и товарные вагоны. Порядки на вокзале в Симбирске, как и везде на железнодорожных линиях, были строгими. За порядком, кроме служащих, следил дежурный жандарм.

Железнодорожным транспортом в Симбирск доставлялись из других губерний промтовары, соль, нефтепродукты (мазут, керосин), каменный уголь.

Экономический подъём второй половины XIX в. в Симбирской губернии сменился спадом. Причин отставания было много, но главные из них – отсутствие полезных ископаемых на территории края и то, что Симбирск был тупиковой станцией, не включённой в железнодорожную сеть России. Пути начали потихоньку продлевать.

А в 30-е годы XX века, в связи с созданием Урало-Кузбасской металлургической базы, ульяновское направление оказалось одним из ведущих, поскольку было самым удобным и коротким для заводов Златоуста, Белорецка, Челябинска. Так небольшая товарная станция Ульяновска превратилась в узел шести направлений: на Москву, Уфу, Казань, Сызрань, Саратов, Сталинград.

Новое здание старого вокзала, наши дни

Новое здание

4 июля 1924 года постановлением ЦИК Союза СССР железнодорожная станция Симбирск 1 была переименована в станцию Ульяновск 1.

В послевоенные годы на смену паровозам пришли тепловозы и электровозы, вместо двухосных вагонов стали использоваться четырёхосные. Для города Ульяновска, ставшего вновь областным, решено было построить новое здание вокзала – старое не справлялось с потоком возросшим пассажиропотоком.

Работы по возведению вокзального комплекса начались в мае 1951 года. Автором проекта стал известный архитектор Михаил Готлиб. Проект разрабатывался в центральной архитектурной мастерской Мосгипротранса с учётом стилистических особенностей сталинской эпохи. Здание нового вокзала состояло из двухэтажного центрального корпуса и двух боковых одноэтажных корпусов, прилегающих к нему и соединяющихся с главным зданием колоннадами, расположенными параллельно первому пути.

Архитектурный образ вокзала прост и выразителен. Главный корпус имеет в центре повышенный трёхъярусный объём, завершённый небольшой башней со шпилем, увенчанный звездой в окружении колосьев, перевитых лентами. Главный вход в здание со стороны привокзальной площади решён в виде большой арки, по сторонам которой в полукруглых нишах были установлены скульптуры рабочего и колхозницы. Высота здания со шпилем – 38 метров. В декабре 1952 года строительство нового здания железнодорожного вокзала было закончено и расширена привокзальная площадь.

Вокзал Ульяновск-1 в середине 1950-х годов

Согласно новым требованиям привокзальная площадь связывала вокзал с транспортной системой города и позволяла пассажирам легко и удобно пересаживаться с поездов на городской транспорт и обратно. По мнению многих архитекторов, площадь должна была являться главным въездом, создающим у пассажиров первое впечатление о городе, и не должна была носить чисто утилитарного транспортного характера. 5 декабря 1954 года на площади был установлен памятник Владимиру Ульянову-гимназисту. Главная идея монумента выражала важное событие в истории города – рождение и первые годы жизни в Симбирске Володи Ульянова (Ленина) и одновременно объясняла его современное название – Ульяновск.

Привокзальная площадь в Ульяновске в 1960-е годы

Со временем и это здание вокзала стало тесным, и железнодорожную станцию перенесли из Тути в Киндяковку, где в 1970 году было построено современное здание вокзала Ульяновск-I Центральный. Станция в Тутях функцию «въездных ворот» города утратила. В настоящее время старый вокзал закрыт для работы с пассажирами. На его территории организована пассажирская техническая станция, где ведется подготовка вагонов в рейс.

Татьяна Лисицына

Архивные снимки и исторические сведения представлены Музеем-заповедником «Родина В.И. Ленина» из собственных фондов.