Заложенный в 1648 году Симбирск вплоть до 1917 года оставался важным административным центром Российского государства, Российской империи. Время идёт, и многие из бывших титулов теперь утратили былой лоск и радикально переменили смысл. Например, в 1718 году Симбирск стал провинциальным городом. "Таким и остался!", - воскликнут многие.

А ведь провинциальный город означало – центр провинции, огромного региона, в пределы которого на некоторых картах входил даже город Саратов. И записывали в «провинциалы» при Петре Первом, придумавшем этот титул городам, имевшим особое торговое значение в стране. Да и населением 10-тысячный Симбирск не так чтобы сильно уступал 40-тысячному столичному Санкт-Петербургу.

Такая же история вышла и с учреждённым 240 лет тому назад, в 1780 году, Симбирским наместничеством в составе тринадцати уездов и площадью более 75 тысяч квадратных километров, более чем в два раза превышающей нынешнюю Ульяновску область.

План Симбирского наместничества

Память и славу Симбирского наместничества серьёзно подкосило ещё в конце XIX века. Учреждённая в 1895 году Симбирская губернская учёная архивная комиссия всячески педалировала грянувший в 1896 году 100-летний юбилей с момента образования в 1796 году Симбирской губернии. У нас во все времена любили «юбилеить», но в Российской империи с этим было строго – торжественно отмечались для административных субъектов и учреждений, даты, кратные 50-летиям. 100-летие наместничества, год 1880-й, давно прошёл, его 150-летие наступало только в 1930 году – а там была другая страна и другие приоритеты.

Иван Варфоломеевич Яковби, первый Симбирский и Уфимский генерал-губернатор

На Симбирское наместничество установилась точка зрения сверху вниз, как на эдакую недоделанную губернию – мол, и называлась она наместничеством, и управлялась наместником: звучит по-русски, а у нас в чести больше иностранные слова. А ещё над наместником стоял генерал-губернатор, которому, кроме Симбирского, подчинялось ещё и наместничество Уфимское. Но так ли всё было на самом деле?

Екатерина II - законодательница. Портрет художника Д. Левицкого

В 1775 году императрица Екатерина II Великая, первая государыня российская, официально посетившая Симбирск, начала масштабную административную реформу, получившую имя Губернской реформы Екатерины II. Нечасто такое бывало в российской истории, но сутью этой реформы было значительное увеличение числа губерний. Разумеется, всё это требовало дополнительных расходов и кадров. Но о цене не думалось после того, как в 1773 – 1775 годах Поволжье и Урал накрыл жестокий Пугачёвский бунт, и существовавшая система, о реформировании которой задумывались, но откладывали «на потом», оказалась слишком громоздкой и бессильной перед конкретным вызовом.

Копия указа Екатерины 2 об образовании Симбирского наместничества. Края листа обгрызаны мышами. 1780 год

Предводитель восстания Емельян Пугачёв был самозванцем, он называл себя императором Петром III, мужем Екатерины, которого та свергла с трона, придя к власти в 1762 году. Манифесты и посулы «царя» увлекли за ним многих – но не симбирян. Здешнее общество явило полную лояльность законной императрице. Пугачёв осаждал Оренбург, захватил Казань, Самару, Саратов, Пензу, но не рискнул атаковать Симбирск. Пленённого Пугачёва привезли в наш город в октябре 1774 года. Здесь же находился центр по подавлению восстания, продолжавшегося и весь 1775 год, во главе с легендарным полководцем Александром Суворовым.

Копия письма генерал-поручика Александра Суворова из Симбирска относительно борьбы с пугачевцами. Апрель 1775 года

Так могла ли государыня за столь похвальную верность жаловать симбирян «второсортным» наместничеством? Вопрос риторический! Она ведь и герб даровала вновь учреждённому наместническому городу в признание верности и заслуг его жителей. Кстати, депутацию жителей вновь образованного наместничества, принятую Екатериной II, возглавлял граф Иван Григорьевич Орлов, старший в плеяде известных братьев-фаворитов императрицы. Орловы – птицы высокого полёта.

Герб Симбирска, 1870 год

Наместничество обладало полным «пакетом» необходимых властных учреждений, которые в официальных документах называются то наместническими, то губернскими. И даже в самых первых строках своего знаменитого «Топографического описания Симбирского наместничества» замечательный деятель и учёный Тимофей Масленицкий называет Симбирск «губернским городом»!

Нет, не зря был Симбирский край родиной великого российского историка Карамзина! Оказывается, что в XVIII столетии жило у нас немало умных ребятишек, неравнодушных к прошлому и настоящему родной симбирской земли.

Что же являло собой Симбирское наместничество – или губерния? «Симбирская губерния положение свое имеет между 64 и 68 градусами долготы, 52 и 57 северной широты и простирается в длину на 420 и в ширину на 240 верст». В ней были горы с достопримечательностями: «1-е Городищенская под селом Ундорами по шиферному уголью; 2-е Девичья против Ставрополя, по ее высоте; 3-я против устья Сока, по содержанию самородной серы; 4-я около города Самары, по нахождению агатов; 5-я около Сызрани по пещерам и горной смоле».

В здешних водоёмах водились «белуги, осетры, шипы, жостеры, севрюги, сомы, стерляди, белая рыбица, лососи, сазаны, лещи, щуки, окуни, голавли, жерехи, мантусы, налимы, форель, пескари, лохи, гольцы, подлещики, чехони, плотва, язи, караси, ерши, лини, судаки и раки».

Губернию составляли 13 уездов и населяли 947 392 человека, в их числе 45 318 татар, 68 136 «мордвов», 66 079 чуваш, 6 200 калмыков, 634 перса и один «волох», то есть молдаванин.

Центр края Симбирск был замечателен «…по храброй обороне в 1670 году от разбойника Разина, по изрядным садам, состоянию батальона; и по Главному народному училищу, основанному в 1786 году». Уездный Ставрополь (нынешний Тольятти) отличился «по заселению калмыков, по школе и суду, учрежденным для них», а город Самара – «по вишневому морсу, рыбным промыслам и хрусталям в дачах оного».

Грамота о дворянстве Василия Киндякова, составленная в 1793 году, в заголовке и тексте которой указывается Симбирская губерния

И даже присутствие генерал-губернатора в условиях заката эпохи Екатерины II ничуть не умаляло – напротив, подчёркивало статус региона. Наделённый сенаторскими полномочиями и подчинявшийся лично императрице генерал-губернатор был важным и влиятельным сановником в системе имперской власти.

Пришедший к власти в 1796 году император Павел I решительно преобразил наместничества в губернии, распустил генерал-губернаторства – и сократил с 13 до 10 число составлявших субъект уездов при сохранении прежней площади. Так Котяков перестал быть городом – но история осталась…

Иван Сивопляс