Подходит к концу 2019 год, официальный Год театра в России. А мы вспоминаем, что 140 лет назад, 5 декабря (23 ноября) 1879 года начались театральные сезоны в Симбирском новом «каменном» театре. Это было настоящее событие в городской жизни, ведь любовь к театру в XIX столетии было чем-то большим, чем просто времяпрепровождением, удовольствием от игры актёров. Театрал – это был статус, стиль поведения и положение в обществе. Театр захватывал с головой, как это было, видимо, и с устроителем каменного театра в Симбирске штабс-капитаном Митрофаном Прянишниковым.

Мы до обидного мало знаем об этом человеке, плоды дел которого Симбирск-Ульяновск пожинает почти полтора столетия. Вложив всё, что имел, Прянишников выстроил в центре Симбирска своеобразный развлекательный центр, соединявший театр, гостиницу и ресторан. И ресторан, и гостиница заслужили статус лучших, а театр был единственным в губернском городе, но это не спасло владельца от краха. Провалив два сезона, Митрофан Прянишников в январе 1881 года продал своё детище симбирскому купцу Василию Булычеву. В 1891 году театрал скончался…

Неудачный дебют заставил немало поволноваться театралов из Симбирской городской думы. Волновало именно то, что единственный театр был частной собственностью, владелец которой «всегда может обратить это здание для других целей». Дебатировался вопрос о строительстве собственного городского театра. Но планы так и остались планами, а у купца Василия Булычева и наследовавшей ему супруги, купчихи Дарьи Булычевой хватило и такта, и коммерческой сметки не оставить симбирян без любимого развлечения.

Симбирский театр

Именно театр в XIX столетии не воспитывал и «возвышал душу», а развлекал. Притом развлечение это не относилось к числу дешёвых и общедоступных. Два рубля за кресло в партере и даже 30 копеек за стоячие места в галерке были вполне ощутимыми суммами. Но провинциальный театр находился в полной материальной зависимости от интереса зрителей, от посещаемости. Публику надо было завлекать громкими именами, разнообразием, злободневностью и «пряностью» репертуара, насколько это позволяла строгая российская цензура.

На каждый спектакль требовалось разрешение симбирского полицмейстера, и сам он или частный пристав были непременными зрителями каждого спектакля. Цензурным запретам в Симбирске подвергалась русская классика: «Горе от ума» Александра Грибоедова и «Власть тьмы» Льва Толстого. В сезон 1904/1905 годов запрету подверглась драма «Гейша», признанная непатриотичной в условиях шедшей на Дальнем Востоке русско-японской войны.

Афиша запрещенного спектакля «Власть тьмы», 1896 год

В театре не существовало постоянной труппы. Ежегодно антрепренёр, бравший театр в аренду, привозил на сезон, длившийся с осени до начала Великого Поста, новую труппу. Актёры в ней имели постоянные и узнаваемые амплуа, как правило, комического рода: инженю, гран-дам, гран-кокет, комическая старуха, любовник, любовник-фат, комический простак, комик-резонёр… Непременной и важной фигурой в труппе был суфлёр, подсказывавший актёрам слова недоученных ролей. Заявленный ежемесячный гонорар суфлёра - от 40 до 100 рублей - мог превышать гонорары некоторых категорий артистов и администраторов.

По размерам ежемесячных гонораров для актёров Симбирский театр считался «третьеразрядным» или «сотенным», то есть не дотягивал до тысячи рублей – впрочем, «тысячными» и «четырёхразрядными» были только немногие столичные театры. Максимальной заявленной суммой в 525 рублей ежемесячного вознаграждения могла похвастать в сезон 1897/1898 годов лирическая певица Варвара Дункель, по сцене - Иванова. В Российской империи театр был, наверное, единственным местом, где женский труд ценился выше мужского. И это понятно, ведь на кого же в первую очередь идут смотреть зрители-мужчины! Самым «ценимым» мужчиной стал 37-летний герой-любовник Иван Белоконь, которому в сезон 1904/1905 годов полагалось 380 рублей. Не сильно уступил ему – 325 рублей – 25-летний герой-любовник Александр Таиров, великий актёр и режиссёр, создатель Московского камерного театра.

Александр Таиров (справа) в Симбирске, 1911 год

В одной труппе с великим Таировым играл в тот сезон симбирский уроженец Константин Пузинский, в амплуа комической старухи, с 75 рублями месячного жалованья. В 1909 году Пузинский отметил 40-летие своей сценической деятельности, на которое отозвались все ведущие театральные издания России. Константин Зефиринович – и фамилия, и отчество настоящие, а не псевдоним – был самой знаменитой комической старухой своего времени, причём мужского пола! Дипломированный юрист, судебный следователь, он в 33 года порвал с карьерой ради театра. Жизнь коротка – искусство вечно!

К.З. Пузинский

Иван Сивопляс