Речной вокзал был открыт 29 мая 1965 года. Почти сразу же он получил неофициальное название – порт пяти морей. Объяснение этому простое: из него можно было попасть в Каспийское, Азовское, Черное, Балтийское и Белое море.

История симбирской пристани – ульяновского порта изобилует занятными историями, почти всегда сопряженными с разного рода трудностями: то лошади возниц уходили в топь по самое брюхо в попытках добраться до воды, то Волга вскрывалась слишком поздно, откладывая начало навигации. И неудивительно, учитывая местоположение пристаней – подгорье, о чем писал в свое время историк и краевед Павел Мартынов:

«Симбирское подгорье, в XVIII столетии, и даже в первой половине нынешняго, составляло, как мы видели выше, весьма населенную и оживленную торговую часть города».

В настоящее время оно представляется населенным только между полотном железной дороги и р. Волгой, в приходе Петропавловской церкви, в местности, называемой «Успенская слобода», (так как здесь в старину был Успенский монастырь). В этой слободе несколько порядков усадебных мест Симбирских бедняков образуют две улицы: Успенскую и Нижне-Петропавловскую, пересекаемыя двумя переулками, тоже Успенским и Петропавловским. Существуют еще два переулка: Прогонный и Набережная Чувича, но оба они проложены исключительно для удобства местных садоводов. Успенский переулок, или иначе Успенский спуск, устроен городом, в 1876 — 1879 годах, на протяжении 170 сажен и на шоссирование его, в 1881 году, израсходовано 3170 руб. 32 коп. (Историч. обзор 25-ти летия город.управления, стр. 35.)

Остальная часть подгорья застроена многочисленными хлебными амбарами, между которыми, в 1878 году, устроен к Волге небольшой шоссированный «Сахаровский» спуск (на протяжении 71 сажени), а далее тянутся, одна за другой, пароходныя пристани. По западной стороне Петропавловскаго спуска идет ряд избушек, принадлежащих хозяевам фруктовых садов. Симбирския пристани, в настоящем виде, представляют много неудобств. Единственный путь к пристаням — петропавловский спуск; но от него пароходныя дебаркадеры отстоят сажен на 70 и это пространство публика должна проходить, под гору и в гору, пешком, местами по земле, а кой где по набросанным доскам, что, во время дождя, при глинистом грунте волжскаго берега, представляется крайне неудобным; подъехать же в экипаже, непосредственно к дебаркадеру, невозможно, так как благоустроенной набережной не существует. Кроме того, почти все разстояние между петропавловским спуском и дебаркадерами пристаней занято постройками, принадлежащими пароходным обществам и товаром, предназначенным к отправке или только что выгруженным, так что в случае пожара на пристани, чрезвычайно трудно препятствовать распространению огня, вследствие тесноты; вода хотя и близко, но до нее не скоро доберешься. Подгорная часть изобилует родниками, из которых один, самый многоводный, пользуется, издавна, большою известностию, благодаря приятному вкусу его воды.

На зиму подгорная часть города почти совершенно замирает; но она значительно оживляется весною, с открытием навигации по Волге и летом, когда здесь происходит частое движение пароходов и пассажиров, отправка и приемка товаров. Железнодорожная ветвь, предполагаемая к открытию здесь в настоящем 1898 году, несомненно внесет большое оживление в эту местность.

Петропавловский спуск начинается с южнаго конца главной городской улицы (Большой Саратовской), и на протяжении более трех верст, (1600 саж.), представляет прекрасно устроенный путь из города ко всем пароходным пристаням. Большая часть этого спуска совершенно отлога и только в двух местах встречается небольшая крутизна, так что он не представляет большой трудности даже для возки тяжестей.

Тихвинский спуск устроен летом 1866 года; до того времени здесь был крутой овраг, образовавшийся от стока дождевой воды с покатостей от соборной площади. По этому оврагу иногда съезжали, с тихвинской площади на петропавловский спуск, извозчики с порожними подводами, но всегда с большею или меньшею опасностью. Бывали случаи, что лошади вязли до туловища, ломали себе ноги, телеги опрокидывались, разбивались, а возчики получали ушибы. В дождливые-же осенние дни и весною, когда таял городской снег, овраг становился неприступным, по вязкости иловатаго грунта и по значительной глубине топких мест. Для облегчения проезда в верхней части петропавловскаго спуска (каковая, как мы видели, наиболее подвержена порчи и требует постояннаго ремонта) и для сокращения пути пассажирами и товарными подводами, подымающимся с пристаней Волги в среднюю часть города, тихвинский овраг обращен в правильный шоссированный спуск, удобный для проезда во всякое время года.

Для уменьшения крутизны спуска, он устроен тремя зигзагами, позволившими удлинить его до 198 сажен; тем не менее, на верхнем повороте, спуск все таки значительно крут, почему и до сих пор тяжелые подводы, подымаясь в город, избегают его. Устроен спуск прекрасно, что доказывается уже тем, что в течении 30-ти летняго существования, он ни одного раза не потребовал капитальнаго ремонта. Все работы по устройству спуска, за исключением небольшаго количества земляных выемок, производились арестантами Симбирской арестантской роты, а потому постройка была произведена и быстро и прочно и стоила недорого. На устройство спуска употреблено было только два с половиной месяца и израсходовано 1114 рублей 50 коп.

Мартынов, продолжение

А вот, к примеру, что вспоминал начальник речного вокзала Василий Румянцев в 1969 году:

«Хотелось в нынешнем году поднять флаг навигации как можно раньше. Но в наши планы вмешалась природа. Холодная, затяжная зима задержала вскрытие Волги. И даже сейчас, в первой декаде мая, мы еще не можем пустить в плавание по местным линиям легкие теплоходы. Старые волгари не помнят, чтобы Волга так долго не могла очиститься ото льда.

Речники приняли все меры к тому, чтобы Волга «начала работать» на всем своем протяжении. По Волжскому морю в апреле прошел ледокол, расчистивший путь для грузовых судов. Благодаря этому первые грузовые теплоходы пришли к нам в Ульяновск в намеченные сроки.

Движение пассажирских теплоходов на Волге по традиции открывает флагман нашего пароходства дизель-электроход «В.И. Ленин». Он проследовал из Горького через Ульяновск на Астрахань 30 апреля. Но для мелких судов местных линий Волжское море еще долго было закрыто».

От пристаней – к порту

Пристани в Симбирске существовали с момента основания города, с 1648 года. Здесь высаживались и войска Стеньки Разина, и император Петр I, и матушка-императрица Екатерина Вторая, и Николай I, повелевший сделать наконец хороший спуск к Волге. Впрочем, местность была такова, что пожелание государя в полной мере не исполнилось – комфортным перемещениям долго мешала крутизна склона.

Впервые речной вокзал в Ульяновске был открыт на одной из пристаней в 1939 году. В связи с сооружением Волжской ГЭС, сопутствующим расширением и углублением русла реки в нескольких километрах от старых пристаней было решено строить новый современный речной порт. Закончились работы к 1957 году. А спустя восемь лет порт перестроили, сдав в эксплуатацию новое здание из железобетона, стали и стекла.

По меркам тех лет внутри были предусмотрены все удобства для пассажиров: большой зал ожидания со сплошными стеклянными стенами, великолепная панорама с видом на Волгу, на верхнем этаже – комнаты длительного отдыха.

– Объем создавался и за счёт высокого шестиметрового потолка. Зал ожидания украшала современная мебель: кресла и диваны. Имелся ресторан с открытой и закрытой зоной. Расцвет речного вокзала пришёлся на 1980-е годы. Он принимал тысячи туристов в день, на причале стояли до 20 теплоходов. Скоростные «Метеоры» совершали до 11 рейсов в день, – рассказывает экскурсовод отдела музеев Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина» Юлия Кириллова.

В 90-х речпорт стал приходить в упадок, сократились и прекратились регулярные пассажирские рейсы.

В конце 2000-х прогулки на теплоходах возобновились, начали восстанавливать пассажирские суда.

А совсем недавно, летом этого года, речной порт принял на своей территории большой музыкальный фестиваль необычного формата – «Баржа Life» – и теплоход класса люкс «Мустай Карим». Хотелось бы надеяться, что так будет положено начало продолжению большого пути…

Архивные снимки и исторические сведения представлены Музеем-заповедником «Родина В.И. Ленина» из собственных фондов.

Татьяна Лисицына