С 2021 года Ульяновская область присоединится к пилотному проекту по реализации системы долговременного ухода. Получателей соцуслуг, особенно тех, кто относится к самой сложной категории (инвалиды, одинокие пожилые люди), ждут кардинальные перемены. Какие именно — рассказала и.о. министра семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области Наталья Исаева.

— Наталья Сергеевна, расскажите о «пилоте» подробнее.

— Система долговременного ухода внедряется по всей России. Есть разработанная Министерством труда и социального развития типовая модель. Наш регион подготовил всю необходимую нормативно-правовую базу для внедрения системы и готов присоединиться к пилотному проекту.

— Где он будет реализован в первую очередь?

— В двух городах — Ульяновске и Новоульяновске, а также Ульяновском, Цильнинском, Сенгилеевском, Сурском и Майнском районах. Пока Минтруд ставит перед нами задачу максимально откатать механизм, понять все его плюсы, минусы, слабые места. Это межведомственный проект, в нем участвует еще и Минздрав — в части передачи данных, обмена информацией, регулярного посещения на дому граждан, которые находятся на постельном режиме. Так что нам предстоит отработать все тонкости взаимодействия. К 2024 году новая система долговременного ухода заработает во всех регионах России и во всех наших муниципалитетах.

— Сколько средств и на что будет потрачено в будущем году?

— В 2021 году из федерального бюджета мы получим 58 миллионов рублей. Это позволит нам увеличить количество сотрудников, которые будут оказывать уходовые услуги на дому, обучить их, открыть современные пункты проката технических средств реабилитации. Доля областной казны — 21 миллион рублей. Наша главная задача — полностью изменить систему предоставления надомных услуг.

— Как именно?

— Прежде всего, будет введена новая услуга, которая важна для людей, находящихся в сложном положении, нуждающихся в постоянном уходе и присмотре — это уход сиделки. Прежде такой возможности не было, многие давно ее ждали. Мы планируем принять на работу 30 сиделок.

— Как именно они будут работать?

— Все будет решаться индивидуально, в зависимости от того, есть ли у человека родственники. Если получатель услуги одинокий, сиделка будет приходить ежедневно, возможен даже круглосуточный режим. Если близкие есть, то пять дней в неделю, а в выходные — родственный уход.

— Кто и как определит, какой должна быть услуга?

— Все критерии определения нуждаемости есть у типизаторов. Мы уже обучили 66 сотрудников, которые обследуют 2,5 тысячи человек, находящихся на надомном обслуживании, и 1000 человек в стационарах (в пилотный проект вошли два наших учреждения — геронтологический центр «Забота» и психоневрологический интернат в селе Акшуат). Типизаторы будут работать по четкой методике, разработанной оператором этого проекта на территории РФ — благотворительным фондом поддержки граждан пожилого возраста «Старость в радость», совместно с Минтруда и соцзащиты РФ. Это отработанный механизм, который позволит исключить ошибки и субъективное отношение к процессу типизации. Он уже начался, и мы уже делаем перераспределение услуг.

— Расскажите об этом подробнее.

— Мы понимаем, что сегодня многие люди получают услуги, в которых они не нуждаются. Раньше если пожилой человек хотел, чтобы ему носили домой продукты, он имел право к нам обратиться, и эту услугу ему предоставляли. Но в системе долговременного ухода работает другая схема. Типизатор определяет состояние человека и его нуждаемость в той или иной услуге. Если человек не потерял способность к самообслуживанию, ему не нужно, чтобы к нему три раза в неделю приходил социальный работник. За счет этого те, кто в этой услуге особенно нуждается (а это самые тяжелые граждане, находящиеся на постельном режиме), ее получат.

— Что конкретно изменится после проведении типизации?

— Мы выявим людей, нуждающихся в сиделках. Прежде они к нам не обращались, так как у нас такой услуги не было. А те, кто не нуждаются в уходе, перейдут на другой уровень оказания услуг. Наша задача — сделать так, чтобы те, кому не нужен надомный уход, не замыкались в себе, не ждали, когда к ним придет соцработник, а сами были бы активными. Думаю, условия для этого мы создали достаточно хорошие. Это центры активного долголетия, которые помогают улучшить качество жизни пожилых людей.

Сейчас у нас в регионе 5000 человек находятся на надомном обслуживании. Но мы прекрасно понимаем, что соцработники ходят и к тем гражданам, которые сами каждый день посещают рынки и магазины. Теперь эта история изменится, будет скорректирована.

Еще одна очень важная форма работы в системе долговременного ухода — центры дневного пребывания для граждан с когнитивными нарушениями (так называемые «дедсады», о которых мы недавно писали — прим. ред.). Нуждаемость в посещении таких учреждений также определят типизаторы. В «дедсаду» люди могут находиться до 10 часов в день. Их родственники, которые были вынуждены либо уйти с работы, либо оставлять пожилых людей дома, либо решать вопрос с устройством их в стационарные учреждения, могут спокойно зарабатывать деньги и заниматься своими делами.

— Какие еще новшества появятся в нашем регионе 2021 году?

— Мы планируем открыть Школу родственного ухода. Будем обучать людей ухаживать за своими престарелыми родственниками или инвалидами. Это очень важно — уметь правильно это делать. Разработаны специальные методики, как облегчить этот процесс. Также с 2021 года будет организован выход работников «Школы ухода» на дом к получателю социальных услуг для формирования рекомендаций по изменению жилища, для обучения родственников уходу за лежачими гражданами на дому.

— А прежние услуги надомной службы останутся?

— Да, в перечень входит около 50 услуг, которые можно будет получить. Просто, повторюсь, произойдет перераспределение по категориям, количеству часов, и к ним прибавятся еще и сиделки. Все будет зависеть от того, как человек пройдет типизацию, к какой категории его отнесут, и уже исходя из этого определится пакет услуг, который он имеет право получить.

— Услуги, в том числе сиделок, будут предоставляться платно или бесплатно?

— Все останется ровно так же, как и сейчас. Если человек получает маленькую пенсию (ниже прожиточного минимума в регионе), то все услуги для него бесплатные. Если пенсия больше этой планки, будет идти частичная оплата.

— Кто-то наверняка волнуется, что до него не дойдет типизатор или его неправильно отнесут в категорию. Куда можно обратиться, если возникнут какие-то вопросы?

— На базе комплексного центра «Исток» в г. Ульяновске создан единый координационный центр, наш единый социальный многоканальный телефон — 22-99-40, 48-17-71. Подчеркну — в пилотном проекте участвует не весь регион, а лишь те муниципалитеты, которые я перечислила выше. Поэтому в первую очередь типизаторы придут именно к тем, кто проживает на их территории.

Арина Майорова