Один из крупных российских интернет-журналов «Лайфхакер», принадлежащий ООО «Буферная бухта», поменяет своего издателя. Прежний — Алексей Пономарь — покинул издание и перешел в диджитал-агентство «Палиндром», где будет работать операционным директором. Пономарь был одним из ключевых фигур в «Лайфхакере» и участвовал в принятии многих судьбоносных решений в жизни интернет-журнала, в числе которых сделка по продаже акций «ББ» столичному инвестиционному фонду «Кибертех». Она датирована 2020-м годом. К тому времени прибыль и выручка «ББ» уже исчислялись десятками миллионов рублей. 73online.ru проследил как изменились финансовые показатели компании после смены акционеров.
Сегодня «Лайфхакер» — одно из самых крупных интернет-медиа в России. В нем работают около 300 сотрудников, большинство, кстати, в онлайн. Главный редактор издания — выпускница УлГТУ Оксана Запевалова. По данным сайта издания, его аудитория составляет 25 млн читателей в месяц, а на соцсети пописаны еще 3 млн. На страницах журнала можно почитать про развитие технологий, про здоровый образ жизни, про путешествия, про работу и учебу, а также о многом другом. Разнообразие тем, по сути, и стал одним из ключевых факторов популярности «Лайфхакера».
А начиналось все в 2008 году. Один из его создателей — ульяновский IT-предприниматель Сергей Булаев (он основал компанию «Буферная бухта», выпустил известное приложение «Купи батон», помогающее структурировать покупки). Годом ранее Сергей приобрел за 200 долларов домен lifehacker.ru. Тогда слово «лайфхак» было для России новым и непонятным. Его партнером по бизнесу стал москвич Олег Недерев. В 2010 году к ним присоединился инженер-программист и блогер Алексей Пономарь. Акционерами ООО «Буферная бухта» (компании, управляющей «Лайфхакером»), помимо Сергея Булаева, Олега Недерева и Алексея Пономаря, в свое время были известные ульяновские IT-предприниматели Руслан Фазлыев (Ecwid) и Александр Щербина (I-TECH).
Однако путь к высоким показателям популярности у «Лайфхакера» оказался тернистым. На заре своего существования, когда издание было узкоспециализированным, направленным на публикацию лайфхаков в сфере IT, о многомиллионной читательской аудитории владельцы бизнеса и не мечтали. Как и о высоких финансовых показателях. По данным «Коммерсантъ-Картотеки» первую свою прибыль в ₽163 тыс. компания «Буферная Бухта», владеющая интернет-журналом, показала только в 2013 году — т. е. через четыре года после выхода на рынок.
Затем последовал спад: в 2015-м у «ББ» не было ни выручки, ни прибыли. Но это было словно затишье перед бурей. С 2016 года «Лайфхакер» начал приносить своему учредителю стабильную прибыль: ₽1,3 млн в 2016 году, ₽3 млн в 2017 году, ₽18,3 млн в 2018 году, ₽2,2 млн в 2020 году.
Параллельно росла и выручка компании с ₽41 млн в 2016 году до ₽166 млн в 2020 году. Именно тогда «Буферная Бухта» сменила акционеров и вошла в число медиа-активов «Кибертеха». Сделка наделала шума в бизнес-пространстве. Ее величину стороны так и не обнародовали, а «вилка», о которой говорили эксперты, составляла от ₽80 млн до ₽300 млн.
— До сих пор считаю, что продажа акций «Буферной зоны» состоялась вовремя. И ни одна сторона, уверен, не пожалела о сделке, — говорит экс-акционер «ББ», известный ульяновский IT-бизнесмен Александр Щербина. — «Лайфхакер» словно получил второе дыхание в компании, которая имеет больше ресурсов для дальнейшего развития.
Правда, после смены акционеров финансовые показатели «Буферной бухты» «штормило». Выручка то росла, то падала: ₽183 млн в 2021 году, ₽152 млн в 2022 году, ₽201 млн в 2023 году и ₽228,6 млн в 2024 году. Такую же синусоиду показывала и прибыль: ₽13,7 млн в 2021 году, ₽12,9 млн в 2022 году, ₽51,9 млн в 2023 году и ₽11,9 млн в 2024 году.

Для медийного бизнеса в России такая «синусоида» скорее норма, так как показатели сильно зависят от рекламного рынка, активности рекламодателей, а также от колебаний интереса аудитории, считает гендиректор консалтинговой группы DSTS.biz Дмитрий Цибизов.
— Важно, что радикального роста после сделки действительно не произошло, но и резкого падения тоже. Это можно трактовать как сохранение устойчивости бренда, что само по себе ценно в условиях нестабильного медиарынка. Возможно, ожидания новых акционеров были выше, но в реальности бизнес закрепился примерно на том же уровне, — констатирует Цибизов.
Обсудить новость можно в нашем телеграм-канале 73online








