С 1 сентября все школы в Ульяновской области перешли на пятидневную учебную неделю. По итогам первой четверти родители, учителя и директора школ отмечают, что в целом такая система эффективна, но больше для младших классов. Для школьников старшего возраста плюсов не так много.

Два месяца ульяновские школьники учатся по пять дней в неделю. Переходу на пятидневку предшествовала долгая дискуссия о плюсах и минусах такой системы: одни переживали, что большее количество уроков негативно скажется на здоровье ребят, другие упирали на то, что у детей станет на один выходной больше, который они смогут провести с семьей. Разность мнений привела, например, к конфликту в престижной Лингвистической гимназии. В итоге точка зрения сторонников пятидневки все-таки возобладала.

Спустя два месяца 73online.ru поговорил с учителями и директорами школ, а также родителями школьников и выяснил, что в основном их устраивает пятидневная учебная неделя, но с некоторыми оговорками. Если ученики младших классов чувствуют себя абсолютно комфортно, то для старшеклассников нагрузка выросла в несколько раз. Сокращение урочных планов приходится компенсировать либо занятиями с репетиторами, либо платными дополнительными занятиями, а суббота с 1 по 11 класс объявлена развивающим днем. Так что технически новую систему работы сложно назвать пятидневной.

Председатель городского совета родителей Елена Малышева отмечает, что категорического отторжения к пятидневке у родителей нет, но у такой системы обучения есть свои минусы:

- В принципе все ждали и хотели пятидневку. При обсуждении в прошлом году о ее введении в школах все голосовали за нее. Родители хотели освободить один день, чтобы дети могли побольше времени проводить с ними, но в итоге у ребят появилась очень большая нагрузка. В день может быть по 6-8 уроков. И теперь дополнительный выходной школьники не столько проводят с родителями, сколько тратят его на подготовку домашнего задания. Сказать, что есть категорическое непринятие пятидневки, нельзя. Все семьи разные, дети разные. Кому-то, наоборот, очень нравится. У детей сейчас в принципе большая нагрузка, программа сложная. Еще и дополнительные секции, и кружки: ребенок пришел в 16 часов после уроков и сразу же побежал на дополнительные занятия.

Директор гимназии №44 им. Деева Лидия Жуковская-Латышева сказала 73online.ru, что введение пятидневки сказалось на заработной плате учителей. По ее словам, если три часа физкультуры нужно провести обязательно – за счет внеурочных занятий, то преподаватель ОБЖ теряет количество часов в любом случае:

- Пятидневка для начального и среднего звена – это хорошо. Но для старших классов она проходит очень тяжело. Сокращается количество часов предметов, сокращаются некоторые темы. Учителям тоже тяжело: им пришлось полностью перекраивать свою программу. Многие старшеклассники после занятий занимаются у репетиторов. Очень много спортсменов, у которых тренировки. После всего этого им еще необходимо готовится к урокам и делать домашнее задание. Родители недовольны. Кроме того, из-за сокращения часов педагоги теряют в зарплате. Хочу отметить, что наша школа, в свою очередь, сделала все возможное, чтобы этот переход прошел как можно комфортнее для всех.

А вот в учреждении Владимира Обласова – Губернаторском лицее – зарплата учителей с переходом на новую систему тоже изменилась, но со знаком "плюс":

- Я считаю, что решение перейти на пятидневку - в целом удачное. Суббота же это у нас тоже не выходной, а развивающий день. У нас проходит внеурочка с 1 по 11 класс. Старшеклассникам с согласия родителей оказываются платные образовательные услуги по необходимым направлениям – не все занимаются с репетиторами. Что касается заработной платы учителей, то в нашем учреждении она только выросла за счет нескольких пунктов: внеурочной деятельности, платных услуг, увеличения количества классов, педагогический стаж. В этом году у нас в лицее количество учащихся выросло на 400 человек. Поэтому на зарплате наших педагогов это все отразилось только положительно.

Учитель истории и обществознания школы №52, участник конкурса «Учитель года-2018» Андрей Чечуков согласен с коллегами и также считает, что пятидневка – хороший вариант:

- У ребят появилось больше свободного времени, чтобы провести его с семьей или просто хорошенько отдохнуть. Главная задача школы - перестроиться так, чтобы это прошло максимально комфортно для педагогов и школьников. Что касается зарплаты учителей, то с точки зрения учебного плана сокращения часов не произошло. Просто что-то перешло во внеурочную деятельность. По федеральным и региональным компонентам мы выполняем все по плану.

Отметим также, что, например, в соседней Самаре на пятидневку перешли только самые "смелые" школы, и то не с 1 по 11 класс, а выборочно. Кроме того, лицеи и гимназии с углубленным изучением предметов на пятидневную учебную неделю перейти не смогли. "Для лицеев и гимназий пятидневка невозможна. Потому что если мы хотим углублять предметы и преподавать их на повышенном уровне, нам нужно больше часов и больше дней в неделю", - цитируют самарского министра образования Виктора Акопьяна местные СМИ.

Директор самарского лицея авиационного профиля №135 Сергей Копытин в беседе с корреспондентом 73online.ru отметил, что ульяновских школьников просто лишили возможности углубленного изучения предметов и что пятидневка оптимальна только для школьников младших классов.

Елена Скворцова