В Ленинском суде вскрылись новые подробности дела бывшего замгубернатора Анатолия Озернова. Прокурор Максим Фролов зачитал явку с повинной ключевого свидетеля, предпринимателя Константина Вершинина. С ее помощью бизнесмен обеспечил себе свободу, а вот Озернову озвученные им детали грозят 15 годами заключения.

Накануне в Ленинском районном суде вынесли приговор предпринимателю Константину Вершинину. Это ключевой свидетель в деле бывшего замгубернатора Анатолия Озернова, подозреваемого в получении взятки и растрате. Вершинин еще в октябре прошлого года, до задержания Озернова, оформил явку с повинной и дал показания против бывшего чиновника. Это обеспечило ему особый порядок в суде и сравнительно мягкий приговор — три года лишения свободы условно.

На заседании прокурор Максим Фролов огласил явку Вершинина и его признания следствию. Стало известно, что рассказал о нем Вершинин силовикам и на что будет опираться обвинение в грядущем суде над Озерновым.

Построить сауну в историческом здании

Константин Вершинин познакомился с Анатолием Озерновым в 2018 году при реставрации исторического здания, отданного под представительство Ульяновской области в Москве. Контракт на 52 млн рублей выиграло ООО «Спецпроектмонтаж», которое следствие называет подконтрольным Вершинину.

Озернов регулярно приезжал на объект и тщательно контролировал работы, любые изменения в проекте согласовывались с ним. Во время очередного визита вице-губернатор попросил строителей обустроить в подвале представительства сауну, хотя в контракте этого не было — денег на парную, соответственно, тоже не заложили. Подрядчику и субподрядчику пришлось выкручиваться и «доставать» их из той суммы, что они «заработали» через завышение смет на стройматериалы. Сумма хищений составила 3 миллиона рублей, на сауну из них потратили 150 тысяч.

Следующий крупный контракт предложил сам Озернов, рассказал Вершинин. На одном из совещаний он поручил тогдашнему директору «Ульяновскоблстройзаказчика» Константину Алексичу «в рамках законодательства» (цитата по показаниям Вершинина — прим.) обеспечить победу в аукционе ООО «Ин-сервис», связанного с Вершининым. Компания в итоге выиграла подряд, получив за исполнение около 17 млн рублей. Вершинин вместе с еще несколькими фигурантами, завысив стоимость работ, похитили около 250 тысяч рублей, считает следствие.

Константин Вершинин на заседании по избранию меры пресечения. Во время следствия он находился под домашним арестом.

Баня и ремонт за счет бизнеса

Так как Вершинин был одним из конечных получателей выгоды по контрактам, Озернов несколько раз обращался к нему с просьбой оплатить те или иные услуги, рассказал предприниматель следствию. «В 2019 году он сказал мне купить в квартиру шкаф, на который я потратил примерно 120 тысяч рублей», — говорит бизнесмен в показаниях.

Позже Озернов попросил отремонтировать дачу своего тестя на Сельдинском шоссе. «В доме выполнены внутренняя отделка под ключ, около 100 квадратных метров. Провел отопление, установил необходимое оборудование, светильники», — рассказывал Вершинин. На все работы потратил 3 миллиона рублей, еще за 80 тысяч заказал на дачу Озернова сруб под баню.

Кроме того, предприниматель расплатился за долги столовой «белого дома». Сначала в показаниях он говорит, что такая просьба пришла от начальника «Управделами Ульяновской области» Павла Прокофьева, затем уточняет, что тот только озвучил на одном из совещаний, что обслуживающей организации задолжали 300 тысяч. Озернов спросил, сможет ли Вершинин помочь. Тот согласился.

Деньги отправили со счета индивидуального предпринимателя Армена Абрамяна — фактически подчиненного Вершинина. Чтобы как-то объяснить перевод, оформили фиктивные документы, что обслуживающая организация кормила работников ИП. Позже, чтобы вернуть Вершинину деньги, Озернов и Прокофьев предложили отдать ему контракт на обрезку кустов у правительственных дач. По нему Абрамяну заплатили 300 тысяч, хотя никаких работ он не проводил.

История с ремонтом дачи обернулась для Озернова статьей о получении особо крупной взятки (ч. 6 ст. 290 УК РФ, до 15 лет лишения свободы), а с кустарником — о растрате (ч. 3 ст. 160 УК РФ, до шести лет лишения свободы).

«Выполнял пожелания»

Интересно, что в показаниях Вершинина ни разу не звучало слово «взятка». Предприниматель говорил, что исполнял «просьбы, высказанные в форме пожелания». Избегал Вершинин этого «коррупционного» слова и в суде, когда ему выносили приговор.

— Вы действительно давали взятку Озернову? — интересовался прокурор Максим Фролов.

— Формально это выглядело как ремонт дачи, — отвечал Вершинин.

Общий объем хищений, вмененный бизнесмену — 3,2 млн рублей. Примерно столько же, с его слов, он потратил на просьбы Озернова. Предприниматель объяснял следствию, что не хотел проблем с приемом работ, так как понимал, что замгубернатора может создать ему трудности и подвести под штрафы. Кроме того, Озернов помогал с госконтрактами, ускорял перечисление денег, и предприниматель планировал в дальнейшем использовать свое знакомство и, соответственно, административный ресурс Озернова.

Гособвинитель Фролов зачитывает показания Вершинина: «Согласился строить дачу Озернову, поскольку всегда рассчитывал на его помощь»

Что об этом думает Озернов

Бывший замгубернатора не признает вину ни по одной из предъявленных ему статей, а свое дело считает политическим. «По нашим данным, Вершинин имел высоких покровителей и был представлен Озернову руководством «Облстройзаказчика» как сильный руководитель, который организует качественное исполнение контракта. Он действительно организовал работу подрядчиков, при этом решая, видимо, какие-то свои дела», — комментировал адвокат Озернова Александр Паулов. По словам защитника, вице-губернатор никак не мог влиять на ход строительных работ, так как не имел соответствующих полномочий.

Андрей Семёнов