Сегодня 71 год исполнился Народному артисту России Валерию Шейману. За его плечами более 85 ролей, блестяще сыгранных на сцене ульяновской драмы. Он был Борисом Годуновым, Мальволио из «Двенадцатой ночи», шекспировским Клавдием из «Гамлета». Пятнадцать лет назад Шейман покинул Ульяновск и теперь служит в столичном театре «У Никитских ворот» Марка Розовского. Но ульяновский зритель до сих пор помнит любимого артиста, а сам он признается, что сердце его навеки принадлежит городу на Волге, куда он приезжает ежегодно. В перерыве между лекциями для студентов и репетицией Валерий Шейман нашел время, чтобы пообщаться с 73online.ru и рассказать, как его поздравили коллеги и супруга, актриса Валентина Савостьянова.

— Валерий Сергеевич, как будете отмечать день рождения?

— У меня сегодня очень насыщенный день: в 11 утра был прием контрольных работ студентов, в 13 часов — зум-конференция со своим курсом, в 15.00 — репетиция, а в 19.00 будет спектакль "Дело корнета Елагина". Очень насыщенный празднично-трудовой день.

— Даже не найдется времени, чтобы отметить с близкими?

— Нет, сегодня никак не получится. Мы найдем для этого более свободный день, когда все будут не заняты. Может быть, в этом и есть большое удовольствие и счастье.

— Как вас поздравили коллеги?

— Во-первых, у меня очень много письменных поздравлений в социальных сетях. Звонки, самые теплые пожелания. Вот только что одна из коллег преподнесла бутылку хорошего грузинского коньяка. Другой пожимал руку и крепко обнимал во время вашего звонка. Валентина Аркадьевна (пресс-аташе театра "У Никитских ворот" — прим. ред.) написала мне теплые слова, а потом еще передала их лично в уши, так сказать. В общем, очень теплые пожелания и поздравления.

— А как супруга вас поздравила (пр.ред. Валентина Савостьянова - актриса)? Она точно была самая первая!

— Конечно, мы все-таки вместе проснулись. Она знает, что я люблю цветы. Она специально купила их украдкой от меня и прятала в ванной. К моему пробуждению букет стоял на моей тумбочке. Это было очень здорово.

— Вы любите какие-то определенные цветы?

— Я люблю розы.

— Из Ульяновска вас много людей сегодня поздравило?

— На удивление много. Во-первых, Наталья Александровна Никонорова позвонила (директор драмтеатра — прим. ред.), Зоя Самсонова, Валентина Пустоход, которая у нас в свое время была заведующей музея. И приветы от коллег, которые меня помнят, они передали.

— Скучаете по Ульяновску?

— Да! Я часто приезжаю, каждый год. Последний раз был в марте, может быть, приеду этим летом. Все же закрыто, и поэтому, возможно, неделю своего отпуска я проведу в Ульяновске.

— Что первым приходит в голову, когда вспоминаете об Ульяновске, помимо театра?

— Прежде всего я думаю о том, чем больше всего горжусь и что меня согревает до сих пор — это память и любовь зрителей. Меня уже долго нет в городе, но поздравления сыпятся от тех, кто видел меня на сцене и ценил мои работы. Сивакова (Галина Сивакова – главный библиотекарь читального зала Дворца книги), например, тоже поздравляла. Очень много людей, я сейчас даже не вспомню по фамилиям. Тот факт, что я жил в "Кошкином доме" рядом с драмтеатром определяет мое любимое место в Ульяновске. И Венец, конечно.

— Чем ульяновский зритель отличается от московского?

— Очень скучаю по зрителю в Ульяновске. Я много времени там провел. Масса поклонников, масса знакомых, все поддерживали, ходили на премьеры, восторгались, аплодировали, дарили подарки. Они знали меня. В Москве тоже получаю массу аплодисментов, но вы же понимаете, что в юности все гораздо ярче! И вода мокрее, и деревья выше, и девушки красивее. Я ценю московскую публику, но мое сердце принадлежит Ульяновску.

— Когда переходили из ульяновского театра в московский, были опасения? Все-таки провинциальный театр и столичный…

— У вас немного неверное представление о провинциальных театрах. Потому что наш театр может давать фору и сейчас дает многим российским театрам! Конечно, были опасения, как меня примут в новом коллективе, но все прошло удивительно плавно, без заминки.

— По какой роли из ульяновского репертуара вы скучаете больше всего?

— У меня было много любимых ролей. Это Гетц из пьесы Сартра "Дьявол и Господь Бог". Замечательный спектакль, поставленный Копыловым, который произвел на меня неизгладимое впечатление по глубине философского осмысления, по драматическому переживанию. Конечно, "На всякого мудреца довольно простоты" Островского. Много было замечательных спектаклей. Все не перечислишь, но эти воспоминания живы до сих пор.

— Вы преподавали в УлГУ. Сейчас у вас есть какие-то отношения с этим вузом?

— Я вам скажу больше! Конечно, отношения с вузом прекратились несколько лет назад в связи с тем, что перестал существовать актерский, курс а вот мои студенты и ученики до сих пор трудятся в труппе нашего театра и димитровградского, в театре кукол. Так что я держу крепкую связь и в курсе всех театральных событий Ульяновска.

— Кого из коллег вспоминаете чаще всего? Может быть, Бориса Александрова, с которым делили одну гримерку?

— Конечно. У меня очень теплые воспоминания, связанные с Борисом, но я бы не выделял кого-то одного. Многие ушли из этой жизни, многие остались. Я очень тепло вспоминаю и горжусь своей работой с Кларой Шадько на одной сцене — это эпоха, история. И очень дорожу дружбой с теми людьми, которые меня сегодня поздравили.

— Может быть, вспомните какую-нибудь забавную историю о том, как ульяновские коллеги поздравляли вас с днем рождения?

— Забавную, наверное, нет. Вспомню удивительную. Я уехал из Ульяновска в 2006 году, мне было 56 лет, а вот свой 60-летний юбилей я перенес из Москвы в Ульяновск. Театр предоставил мне площадку, коллеги подыграли. Это было большое трехчасовое представление с фрагментами из спектаклей, в которых я играл в Ульяновске. Были сцены и из московских работ. Больше всего удивило, что спустя почти 5 лет публика в зале собралась, а билеты были раскуплены за два дня. Прием, который оказал мне ульяновский зритель и коллеги, — это незабываемо.

— Расскажите о новых проектах, в которых вы участвуете.

— Самое главное занятие вне театра – это преподавание в Институте современного искусства, ребята очень способные. Один курс я уже выпустил, впереди еще три, два набрано. Работы много, молодежь подпитывает энергией. В театре сейчас ставится один проект, но я пока не буду его называть. Это очень интересная пьеса. Она совершенно новая. Чтобы все случилось, много болтать не надо.

Елена Скворцова