В Ульяновской области сложилась тревожная ситуация с абортами, впрочем, как и во всей стране. Чиновники и депутаты то и дело вступают в дискуссии – нужно ли запретить процедуру искусственного прерывания беременности. В региональном минздраве сообщили, что проблема особенно актуальна для пар, у которых есть один ребенок — родители боятся заводить второго. Главная причина их нерешительности — финансовый вопрос.

По словам члена координационного совета Общественной палаты России по национальным проектам и народосбережению Сергея Чеснокова, реальное число абортов в России в пять раз выше, чем указано в официальных данных. «Около 1,5 млн процедур, хотя по официальной статистике их 300 тысяч. Не считаются процедуры в частных клиниках и медикаментозные», — говорит чиновник. Дошло до того, что чиновники, медики и священнослужители начали всерьез говорить о введении официальных запретов на проведение абортов.

В Ульяновской области, по словам источников 73online.ru, ситуация с прерыванием беременности и в целом с рождаемостью тоже складывается тревожная. Особенно в свете политических и экономических событий: женщины боятся остаться с ребенком на руках без кормильца. Данная тема то и дело всплывает на совещаниях по демографической политике. Основной посыл — нужно предпринимать все меры, чтобы женщины рожали.

Неутешительная статистика

В минздраве подчеркнули, что проблема сохранения репродуктивного здоровья и профилактика абортов актуальна – в первую очередь потому, что количество женщин репродуктивного возраста снижается.

– Особое внимание уделяется мотивации к повторным родам, сопровождение беременных, ожидающих третьего и последующего ребенка. В Ульяновске функционирует Центр медико-социальной поддержки беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и 27 кабинетов медико-социальной помощи, — говорит профильный министр Олеся Колотик-Каменева.

По статистике ведомства, из 456 женщин, обратившихся в 2023 году в медицинскую организацию с желанием прервать беременность, 415 человек получили консультации специалистов медико-социальной поддержки. 121 женщина (29,1%) после разговора с врачом передумали делать аборт и были взяты под диспансерное наблюдение. Остальных, очевидно, отговорить не удалось. Причины простые: 45,2% женщин региона делают аборт из-за материальных проблем. На втором месте социальные причины — 42,5%. 22,4% женщин решаются прервать беременность из-за психологических проблем. Отметим, что стоимость абортов в частных клиниках города варьируется от 300 до 12 тысяч рублей.

Но есть и положительная тенденция. В Ульяновской области в 2023 году показатель распространенности абортов снизился на 16,7% по сравнению с 2021 годом и на 4,1% по итогам 10 месяцев по сравнению с аналогичным периодом 2022 года.

В 2022-м провели 1618 процедур (из них 58 абортов сделано по медицинским показаниям, 369 — по собственному желанию, 583 — самопроизвольные, 608 — замершая беременность).
Количество абортов в 2022 году

Вместе с тем, демографическая ситуация действительно нестабильна. Ульяновскстат говорит о том, что в январе-августе 2023 года родились 6045 детей. 32 малыша умерли, не дожив до 1 года (в прошлом году было 26). В 2022 году родился 6061 ребёнок. И эти показатели сильно меньше, чем, например, в 2020 и 2021 годах, когда ежегодно рождались более 10 тысяч детей.

Рука на пульсе

По словам главного врача городской больницы № 3 Ольги Свирид, проблема актуальна, но минздрав держит руку на пульсе: «Активная работа по этому направлению ведется с прошлого года. Девочки боятся. Но мы делаем все возможное, чтобы их поддержать, с ними работают психологи, разработан ряд мер. Работа проводится точечно по всему городу и области».

Организатор свадеб и член общественного совета Агентства ЗАГС Ульяновской области Елена Вахитова говорит, что зачастую к абортам прибегают те люди, которые еще не успели вступить в официальный брак, а живут гражданским. «Чаще всего такие пары еще не до конца уверены в своих чувствах и намерениях, поэтому, когда в их жизни случается незапланированная беременность, они решают от нее отказаться. Самое печальное, что в таких случаях женщина может даже не сообщить мужчине о намерениях, мотивируя тем, что «это мое тело и мне решать, как с ним поступить». Бывает, что на аборте настаивает мужчина. Но чаще всего к операциям прибегают те, у кого уже есть первый ребенок, боятся не потянуть».

Озвученная ею основная причина абортов совпадает с версией минздрава – это пресловутый финансовый вопрос. Ульяновцы хотят сначала прочно встать на ноги, улучшить жилищные условия, купить машину, добиться хорошей зарплаты.

Заведующая отделением по работе с беременными областного центра «Семья» Лариса Платонова уверена, что запрет абортов – бесперспективное направление, поскольку в первую очередь может привести к большому количеству криминальных операций. Во-вторых, у женщины должно быть право выбора – именно ей предстоит рожать, воспитывать и поднимать ребенка. Профилактика абортов в регионе ведется давно, и она должна быть комплексной.

— Демография напрямую зависит от экономической ситуации в стране. Поэтому мы ведем работу сразу по нескольким направлением. Первое — это работа с нравственными ценностями молодежи. Сейчас пары сперва хотят встать на ноги, потом процесс затягивается. Средний возраст женщины, когда она рожает первенца, сместился до 25-35 лет. Второй ребенок зачастую рождается и к 40 годам. Второй момент, на который мы обращаем внимание — это репродуктивное здоровье девушек, начиная со школьного возраста. И третье направление — изменение статуса беременных и отношения к ним в обществе. Эта работа более эффективная, чем запреты, — говорит Платонова.

Она отметила, что проблема с абортами заключается еще и в том, что многие идут их делать в частные клиники: «Обязательно с женщинами, которые решились на прерывание беременности, нужно проводить психологические консультации, лучше две. Должна быть «неделя тишины». Работаем еще и со специалистами, которые общаются с девушками».

Платонова отметила, что если женщина решилась рожать, но ее сопровождают необученные специалисты, велика вероятность отказа от новорожденного. Пять-шесть лет назад таких случаев было 65, в этом году — всего 2. «Хотя желающих было больше сотни», — уточнила специалист.

Фото на главной: freepik.com

Елена Скворцова