II Международный фестиваль искусств «Аркадия» в Ульяновске открыт. Стартовал он странно и загадочно. С героями разных пьес Шекспира, общающимися в необъяснимом пространстве друг с другом. С персонажами «Гамлета», с открытыми ртами слушающими лекцию про... Гамлета. С леди Макбет, разъезжающей в тележке из супермаркета. И всё это как большой и сюрреалистичный пир. Точнее «ШексПИР». Одноимённый спектакль и положил начало «Аркадии» намбер ту.

Разукрашенные актёры, играющие шекспировских героев, узнаваемых, только если хорошо знаешь творчество культового британского драматурга и поэта. Пожалуй, по-настояшему здесь можно идентифицировать только оленя. Чуть позже станет понятно, почему. Хотя может быть это Сатир. Или Пан...

Хрестоматийное «быть или не быть» тут превращается то в «бить или не бить», то в «есть или не есть» по-английски. Тут воду из колодца черпают прямо из облака. А песок буквально сыпется из человека, превращая его в маленькое и беззащитное существо.

Здесь масса символов, которые нужно разгадывать тщательно, но при этом быстро, пока не забылись, сменяясь один за другим. Здесь надо улавливать каждое танцевальное па и впитывать каждый звук не менее странных музыкальных инструментов. Или звук шума набегающих волн. Или неподражаемый голос Иннокентия Смоктуновского.

Центр этой шекспировской Вселенной — режиссёр спектакля и исполнитель одной из главных ролей Родион Барышев. Что осталось совсем непонятым, пусть ответит в коротком блице сам Родион.

— Символ, который на ваш взгляд ярче всего характеризует драматургию Шекспира?

— Тайная шумерская маска. Маска Знания.

— Животное, которое ярче всего характеризует драматургию Шекспира?

— Олень.

— Музыкальный инструмент, который ярче всего характеризует драматургию Шекспира?

— Либо скрипка, либо флейта.

— Жест или движение, которые лучше всего характеризуют драматургию Шекспира?

— Объятие. Как будто человек обнимает земной шар.

— В чём главный плюс вашего спектакля?

— Это весь Шекспир. Это весь его мир. Не только его пьесы, но и эпоха, в которую он жил. Она словно оживает. И его мысли. И то, что он, может быть не успел сказать.

— В чём главный минус вашего спектакля?

— Мало играем. Хочется больше.

А публике в том числе хотелось и покороче. Уж очень затянуто. Несколько раз казалось, что вот — уже финальный поклон, но нет. Персонажи «Короля Лира», «Макбета», «Ромео и Джульетты», «Гамлета», «Бури» и других должны были пройти свой долгий путь судорожных телодвижений, грациозной пластики и красноречивого миманса до конца. Чтобы в итоге оставить на сцене одинокого обнажённого человека — самого Родиона Барышева — один на один с англоязычными страницами тексов пьес сэра Вильяма.

Такой вот ШексПИР во время чумы. Чумы на оба дома, вероятно.

А «Аркадия» продолжается. Чем-то ещё удивят? Эти могут!

Фото: соцсети фестиваля «Аркадия»

Владислав Стасов