Полгода усердной подготовки, сотрудничество с Минкультом России и Государственным историческим музеем (ГИМ), включение в федеральный проект «Большая выставка»… И вот в ульяновском Музее-заповеднике «Родина В.И. Ленина» открывается выставка «От Возрождения до Модерна. Шедевры художественного серебра из коллекции ГИМ» – четыре зала и 87 предметов искусства, подлинников и просто уникальных вещей, лучших из столичных фондов ГИМа.
Официальное открытие выставки состоится 1 июня, для широкой публики двери музея «Метеорологическая станция Симбирска» (где экспонируется выставка) распахнутся на день позже.
Увидеть впервые
Посетителей ожидают четыре зала и 87 предметов (согласно музейной учетной документации), расставленных в хронологическом порядке существовавших художественных стилей – ренессанс, барокко, рококо, классицизм, историзм и модерн. Все без исключения – шедевры, лучшее из фондов столичного ГИМа: сервизы, кубки, украшения стола… Датируются они 16-м – началом 20 века, изготовлены мастерами из Англии, Франции, Германии, Польши, Голландии. Есть, к примеру, изделия известной семьи немецких ювелиров Ямницеров, французского ювелирного дома «Одье», существующего и сегодня.
Многие экспонаты будут представлены публике впервые, увидеть их в таком собрании нельзя было даже в ГИМе. Дебют выставки состоится в Ульяновске, позже она отправится в Уфу, Новосибирск и вернется в столицу.
– Это большое событие для Ульяновска, и я должна сказать спасибо министерству культуры РФ, которое откликнулось на нашу просьбу, предоставило возможность участвовать в проекте «Большая выставка». Требования были высокие, в первую очередь, связанные с сохранностью предметов, с работой музея. Полгода напряженной работы – и мы выполнили все эти условия. Большое участие принял исторический музей, который включил нас в свой маршрут. Нам выпала огромная честь показать крупнейшую мировую коллекцию, блистательную ее часть в Ульяновске, – отметила директор Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина» Ирина Котова.
Накануне открытия выставки 73online.ru прошел за закрытые двери планетария и подробно расспросил куратора об экспонатах.
Бесценное серебро
Первое, что бросается в глаза в первом же зале, что многие вещи не просто серебряные – позолоченные. Это часто делалось, чтобы предотвратить окисление, образование патины. Кроме того, позолота придавала вещам дополнительную материальную ценность.
– Вопрос, который всегда волнует и посетителей, и журналистов, когда речь заходит о драгоценных металлах – цена предметов. Безусловно, вещи дорогие, хотя бы потому, что выполнены из серебра. Но стоимость их весьма условна, многие экземпляры невозможно оценить – они бесценны, потому что не имеют аналогов. Куда важнее их художественная и историческая ценность, – объясняет куратор выставки, к.и.н., старший научный сотрудник отдела драгоценных металлов фондов ГИМ Мария Ворожбитова.
Пладеменаж – трансформер XVIII века
Один из наиболее интересных экспонатов выставки, который может заинтриговать одним своим названием – пладеменаж, предназначенный для сервировки и украшения стола. Этот столовый прибор, без преувеличения, являлся исключительно предметом дворцового быта и интерьера.
– Это своеобразный трансформер XVIII века, состоящий из 40 отдельных предметов. Основу составляет специальная ваза, в которой могло быть подано кушанье, сверху – блюдо для, к примеру, фруктов. К вазе могли быть прикреплены подсвечники, специальный кронштейн для солонки, емкости для сахарной пудры, специальный судок, в котором стояли флаконы для уксуса и масла… Парадокс в том, что собрать все 40 предметов одновременно нельзя – только несколько разных модификаций в зависимости от компании и трапезы. Далеко не каждый музей может похвастаться таким экспонатом. Как пишут англичане, пладеменаж часто использовали для камерных застолий, где не присутствовали слуги: так каждый трапезничающий имел возможность воспользоваться какой-то деталью и насладиться не только угощением, но и украшением стола, – рассказала Мария Ворожбитова.
Императорское серебро
Представлены на выставке и предметы, принадлежавшие личностям в России весьма известным.
Например, миска в составе сервиза, заказанного у мастера из Аугсбурга Екатериной II для Пермского наместничества. Так императрица, путешествия, была избавлена от необходимости возить повсюду столовые приборы из Петербурга, соответствующие ее статусу. Кроме того, повышался и статус наместничества.
Блюдо с крышкой и ажурная оправа для вазы – предметы из сервиза великой княгини Екатерины Михайловны, внучки императора Павла I и племянницы Николая I. Сервиз был заказан у лондонских мастеров к ее браку с герцогом Мекленбург-Стрелицком в 1851 году. Большая часть предметов хранится в Эрмитаже, а часть изделий попала в фонды ГИМа. Блюдо с крышкой на шарнире по виду напоминает тарелочку с полотняной салфеткой – дань моде того времени, когда мастера стремились в драгоценном металле передать фактуру других материалов. Предполагается, что в России такие блюда использовали для подачи к столу блинов.
На выставке представлены и многие другие интереснейшие предметы быта, ознакомиться с которыми можно в музее «Метеорологическая станция Симбирска. Планетарий» по адресу ул. Льва Толстого, 67 до 13 августа 2023 года.
Мы же покажем еще лишь малую часть
Кубок Нюрнбергский (слева): пробоина на боку чаши заполнена металлом и свидетельствует о том, что предмет действительно использовался, был поврежден и отреставрирован владельцами. Подобные кубки попарно дарили супругам либо равному по положению человеку.
Высокая кружка из Риги (справа) – проходит в учетной документации отдела драгоценных металлов музея под номером 1: с нее начинается собрание отдела и вся западноевропейская коллекция ГИМа.
Четвертина – считалось, что использовалась для хранения дорогих сыпучих продуктов, таких как чай, пряности. Образец цветочного стиля: каждая лопасть украшена индивидуальным цветком.
Кружка с вмонтированными серебряными талерами – следование моде на украшение питьевой посуды настоящими монетами. Своеобразная нумизматическая коллекция, придававшая дополнительной материальной ценности кружке.
Настольные скульптуры – характерная вещь эпохи барокко. На представленных экспонатах изображены морские чудовища греческой мифологии гиппокампы – лошади с рыбьим хвостом и ластами вместо ног.
Немецкое блюдо, служившее в большей степени украшением интерьера, говорившее о статусе владельца. Красивый рельеф в центральной части был сюжетным, борт украшался пышным цветочно-плодовым орнаментом. Наверху можно рассмотреть небольшое колечко – для того, чтобы повесить блюдо на стену.
Татьяна Лисицына