Вчера, 31 августа, из жизни ушел заслуженный художник РФ Борис Склярук. Историк, публицист Геннадий Демочкин вспоминает последнюю встречу с живописцем, его былую энергичность и вечер, когда Склярук удивил всю творческую интеллигенцию Ульяновска.

Ах, Борис Николаевич, Борис Николаевич... По весне заходил к вам в мастерскую принять в дар давно жданный альбом со всем лучшим, что вы в разные годы сделали. И разговор получился каким-то итоговым: сердце сжимали тяжёлые предчувствия. Болезнь уже сильно подточила ваши силы, передо мной был уже не тот Склярук, которого я знал долгие годы: энергичного, сильного, лёгкого на подъём...

Искусствовед и ваша приятельница Наталья Сергеевна Храмцова рассказывала, каким вы были в 60-е, сейчас бы про это сказали: огонь! Вы все и были шестидесятниками, детьми ХХ съезда, наивно поверившими, что свобода в нашей стране — это всерьёз и надолго. Нет, вас уже очень скоро стали прихватывать новые заморозки, а ваши молодые и острые рожки не то чтобы стали ломать, но как-то быстро пообтесали.

Благо, государство к тому времени стало вполне вегетарианским и даже всячески (не в пример нынешнему) поддерживало художников в их стремлении сеять "разумное, доброе, вечное".

И уж вы на этой ниве поработали! Сначала долгие годы в технике художника-графика, а в последние десятилетия — живописца. Причём, насколько я могу судить, и ваш итоговый альбом это убедительно доказывает, графические иллюстрации произведений русской и зарубежной классики сами могут быть отнесены к разряду классических.

А ещё вы очень внимательно и благосклонно отнеслись к книгам, которые я начал одну за другой выпускать. Мне кажется, в какой-то мере это и подвигло вас самому взяться за перо. Ваша пронзительная биографическая повесть, опубликованная в местном журнале, разбередила душу, я уговаривал вас издать нормальную книгу, но "финансовый вопрос" не дал этому сбыться.

Я удивлялся, как у вас на всё хватало энергии: вроде бы целыми днями сидите в мастерской, а куда ни пойдёшь, везде встретишь Склярука: он и в жюри областного театрального конкурса "Лицедей", и среди экспертов "Симбирской книги", он в дружбе с фотографами, писателями, журналистами...

Особая тема — Прислониха. "Ударенный" в своё время творчеством Пластова, осчастливленный общением с великим живописцем, вы навсегда полюбили Прислониху, возвращались туда вновь и вновь, дружили с сыном и внуком Аркадия Александровича, ряд лет возглавляли пленэры "Пластовская осень".

Но по-настоящему вы меня удивили на 10-летнем юбилее областного Музея народного творчества. Его создательница и директор Ирина Павлова собрала в тот день цвет творческой интеллигенции и под хорошее вино и закуску каждый проявил себя... в неожиданном амплуа. Ваши куплеты "Это школа Соломона Пляра, школа бальных танцев, вам говорят", исполненные с непередаваемым одесским акцентом, да ещё и с собственной подтанцовкой, до сих пор стоят в глазах и в ушах. Талантливый человек талантлив во всём!

И опять же к нашей последней встрече... Вспомнилась ваша горькая фраза о том, что ни одна ваша графическая работа не была никем куплена, живопись тоже почти не востребована и надо, быть может, умереть, чтобы твоим творчеством всерьёз кто-то заинтересовался.

Вот и пришёл этот срок, невидимая черта, отделившая "до" от "после". Мастер, вы сделали своё большое дело и ушли в неведомые дали. Нам остаётся помнить, брать пример и ещё на этой земле потрудиться...

Геннадий Демочкин

Фото на главной: ul.aif.ru