Американские «Боинги» и западноевропейские «Эйрбасы» покидают небо РФ из-за прекращения лизинга и отмены страховки, ставших следствием западных санкций. Перед российскими авиапромышленными предприятиями ставится жесткая необходимость наращивать выпуск самолетов, преодолевая проблемы производства и логистики. Эксперты говорят, что на это потребуется порядка пяти лет. Значительную роль может сыграть филиал ПАО «Ил» — «Авиастар», где производят компоненты для ряда ключевых моделей российского авиапрома.

Импортозамещение начинается заново

Из-за западных санкций у авиакомпаний РФ появляются проблемы с комплектующими и сервисным обслуживанием машин. Поставок новых зарубежных лайнеров в обозримой перспективе не предвидится, говорят эксперты отрасли. Закрывать потребности придется отечественным предприятиям.

Однако несмотря на поднявшееся в стране еще в 2014 году знамя импортозамещения, результаты программы пока мало кто считает удовлетворительными. Так, влиятельный сенатор, глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андрей Клишас заявил: «Программа импортозамещения провалена полностью, несмотря на бравурные отчеты отраслевых ведомств». Его поддержали другие парламентарии. Один из них, Сергей Пантелеев прокомментировал: «Депутаты Госдумы не раз обращали внимание на то, что реального прогресса в вопросе импортозамещения нет».

Теперь придется наверстывать упущенное. Как отметил вице-премьер правительства РФ Юрий Борисов, «нынешняя ситуация, когда Россия оказалась под санкциями, даёт нашей стране шанс начать массово выпускать самолёты отечественного производства». По словам Борисова, потребуется три-пять лет интенсивной работы, чтобы выйти на серийное производство в необходимом количестве самолетов различных классов.

Ждем МС-21

Ориентация на импортозамещение увеличит загрузку ульяновского «Авиастара». Сейчас там сосредоточено производство глубоко модернизированных самолетов Ил-76МД-90А. Это крупный заказ Министерства обороны РФ. Еще десять лайнеров хочет приобрести Министерство по чрезвычайным ситуациям.

На заводе постоянно наращивают собственное «импортозамещение».

— Теперь в полном объеме производим горизонтальное и вертикальное хвостовое оперение для самолета Ил-76МД-90А. Киль, стабилизатор, руль направления и рули высоты. А это пять тысяч позиций деталей. Для отработки технологии необходимо 114 смен и 5,5 месяца при работе в одну смену. Работая в две, смогли собрать первый агрегат всего за 2,5 месяца, — рассказывает первый заместитель директора по производству Антон Евсевичев.

Завод также рассчитывал на работу с перспективной моделью Ил-114-300. Машина удобна в эксплуатации, может садиться на взлетно-посадочные полосы, недоступные для других лайнеров, незаменима в северных и восточных регионах России. Однако в результате было решено, что пассажирские Ил-114-300 будут строить в Луховицах Московской области на заводе корпорации «МиГ», недавно вошедшей в состав ОАК.

Фото: Объединенная авиастроительная корпорация, uacrussia.ru

Тем не менее в Ульяновске производится ряд агрегатов для этой модели — панели отсеков фюзеляжа, люки и двери, а также для самолета «Сухой Суперджет-100». Ранее он был на 70-80% рассчитан на западные детали, но сейчас модернизируется и переводится полностью на отечественные. Ульяновск как раз специализируется в ОАК на производстве таких комплектующих.

Большие надежды связывает предприятие с ожидаемым в ближайшие годы началом серийного выпуска в Иркутске самолетов МС-21. Как сообщил генеральный директор корпорации «Ростех» Сергей Чемезов, до 2025 года планируется запустить в производство более 110 машин различных типов, а к 2030 году — более 500. В основном МС-21 и «Суперджет» — это интересно для ульяновского авиазавода как поставщика значительного числа комплектующих.

Кроме того, как отметил эксперт, исполнительный директор отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев, очень важна в создании крыла для самолета МС-21 роль ульяновского завода «Аэрокомпозит», который призван обеспечить замену зарубежных материалов. На этот лайнер уже есть 75 твердых контрактов.

Джангир Мехти-Заде

Фото на главной: uacrussia.ru