В этом году стоимость тарифов на мобильную связь у крупнейших сотовых операторов страны может вырасти на 10–15%. Об этом сказано в исследовании информационно-аналитического агентства TelecomDaily. Игроки рынка говорят о дефиците оборудования и росте цен на него, проблемах из-за ухода зарубежных поставщиков. Бизнесу также угрожает падение платежеспособного спроса, удорожание кредитов, рост арендных платежей и другое. Операторы заявляют, что в Ульяновской области корректировка стоимости в среднем равна уровню годовой инфляции в стране.

Причины повышения цен

Представители телекоммуникационных сетей (услуги: широкополосный доступ в интернет, телефония, центр обработки данных, ТВ и видеонаблюдение) ожидают, что тарифы их компаний в этом году вырастут. Среди участников рынка в опросе Telecom Daily за это высказались 88%.

— Операторы планируют повышение тарифов каждый год: в конце 2018 года они собирались реагировать на рост НДС и расходы по «закону Яровой», в 2019 ощутили ухудшение финансового положения и нехватку денежных средств, в 2020 в планы вмешалась пандемия, и многие бизнес-клиенты сворачивали деятельность, а пользователи в частном секторе оставались без работы, — отметили эксперты.

По словам аналитиков, внешние факторы негативно повлияли на телекоммуникационный бизнес и в 2022 году. Большинство компаний указывают на дефицит оборудования, связанный с санкционными ограничениями, и как следствие, рост его стоимости. Также отрицательно сказался уход международных поставщиков.

Помимо этого, операторы сообщили, что их бизнесу угрожает рост инфляции, падение платежеспособного спроса и экономические санкции.

Прогнозы на 2023 год

Рост тарифов на услуги связи неизбежен. 41% операторов прогнозируют его в пределах от 10 до 15%. Второй по популярности ответ — что тарифы вырастут от 3 до 9%.

По мнению игроков рынка, больше всего увеличится стоимость мобильной связи — за этот вариант проголосовали 60%. Также увеличение цен произойдет на фиксированный доступ в интернет.

— Цены продолжат расти, операторы постараются ограничиться 10-15%, что мы и так наблюдаем практически каждый год. В операторских компаниях хорошо понимают, что возможности абонентов ограничены, однако инфляция, необходимость закупать оборудование по новым расценкам, а также переводить данные на другие площадки, менять поставщиков ПО диктует им свои условия, — говорит генеральный директор ИАА TelecomDaily Денис Кусков.

Первые уведомления

За первую половину 2022 года услуги связи в РФ подорожали в среднем на 10%. Об этом сообщал «Коммерсантъ» со ссылкой на Telecom Daily. При этом, как писали ранее «Ведомости», с января по октябрь цены на связь выросли значительно больше, и в начале октября ФАС выявила нарушение антимонопольного законодательства у МТС и «Мегафона». По данным ведомства, операторы с начала года повысили цены на 20 и 12% соответственно, в то время как в соответствии с постановлением правительства допустимо было повышение лишь в пределах уровня индекса потребительских цен, т. е. на 10,5%.

Выручка МТС в 2021 году составила 534,4 млрд руб., «Мегафона» — 354,2 млрд руб., «Вымпелкома» — 290,7 млрд руб. По мнению экспертов, с учетом таких финпоказателей операторам достаточно лишь немного поднять цены, чтобы выручить хорошие суммы.

В конце прошлого года операторы уже начали уведомлять абонентов о повышении тарифов. Представители Tele2 и «МегаФона» подтвердили «Ведомостям» информацию о «пересмотре цен». При этом отметили, что речь идет только об архивных тарифах. Представитель Tele2 подчеркнул, что на большинстве тарифов размер пересмотра составляет не более 50 руб. в месяц, не превышает индекса потребительских цен (потребительскую инфляцию) и проводится не чаще одного раза в календарный год.

По данным аналитиков, самый большой объём нумерации в Ульяновской области принадлежит оператору «Мегафон» — 1 501 000 номеров. Далее идут Tele2, «Билайн» и МТС.

В «Мегафоне» 73online.ru сообщили, что компания точечно пересматривала условия ряда архивных тарифов. В Ульяновской области корректировка стоимости в среднем равна уровню годовой инфляции в стране. В «Мегафоне» отметили, что изменения обусловлены увеличением затрат компании на предоставление услуг и сохранение высокого качества связи, на закупку оборудования и эксплуатацию сети.

В Ульяновской области у данного оператора самый дешевый пакет для смартфонов стоит 300 руб./мес. (7 гигабайт и 200 минут). В соседней Самарской области стоимость начинается от 315 руб. (6 Гб и 300 минут). У оператора Tele2 цена пакета в нашем регионе стартует от 300 руб./мес. (10 Гб и 200 минут), у МТС — от 270 руб./мес. (5 Гб и 300 минут), у «Билайн» — от 320 руб./мес. (10 Гб и 350 минут).

Что говорят аналитики?

По словам экспертов, рост на 10-15% в год — обычное явление, а не аномалия. По словам аналитика ФГ «Финам» Леонида Делицына, в прошлые годы повышение тарифов было связано с ростом пользовательского спроса на объём передачи данных. «Уже три десятилетия каждый год пользователи хотят передать или получить приблизительно на 60% данных больше, чем годом ранее», — отмечает он.

Делицын приводит факт из прошлого: «Широкополосным доступом к интернету формально считается доступ 64 кбит/сек., и в середине 1990-х городской провайдер, который мог обеспечить хотя бы 32 кбит/сек., забрал бы весь рынок. Теперь нам мало не только килобит или мегабит, а даже и гигабит в секунду. А провайдерами доступа к сети интернет стали операторы сотовой связи, потому что только они могли обеспечить мобильность. Соответственно, каждый год операторам приходится предоставлять нам на 60% больше трафика, и при этом цены они повышают отнюдь не на 10-15%. В период острой конкуренции эти цены были снижены в такой степени, чтобы охватить мобильной связью всех (у нас ею пользуется более 90% населения). Теперь часть компетенций операторов заключается не только в том, чтобы обновлять инфраструктурное оборудование и удовлетворять наш вечно растущий спрос на данные, но удерживать цены от быстрого роста».

Аналитик отмечает, что за ростом тарифов следит ФАС, которая временами довольно жёстко штрафует операторов. Он считает, что итоговые 10-15% роста цен — это компромиссный уровень, при котором и пользователи удовлетворены, и операторы ведут свой бизнес.

Очевидно, что в этом году дело усугубляется существенным удорожанием инфраструктурного оборудования. По словам Делицына, его производит небольшое число компаний, причём достаточно крупных, чтобы сторона, налагающая санкции, их легко вычислила.

Делицын также добавляет, что некоторые операторы идут более сложным путём, взимая плату за пополнение счёта, а «ФАС вроде бы не реагирует — скорее всего, либо законодательная база не предусматривает реакции, либо ФАС считает невысокими шансы выиграть спор по такому поводу».

Фото на главной: freepik.com

Марина Иванникова