Из-за увеличения расходов на ингредиенты и их поставку стал дорожать хлеб. Участники рынка отмечают рост цен на сырье более чем на 15%, и он продолжится. Другая проблема для производителей — импортное оборудование, доля которого, по разным оценкам, колеблется от 50 до 90%. С введением новых санкций его стало сложно не только заменить, но и отремонтировать. О том, как складывается ситуация в отрасли, от чего зависит рост цен и смогут ли хлебопеки переориентироваться на российское сырье и оборудование, в материале 73online.

По данным Росстата на середину марта, хлеб за год подорожал более чем на 13%. Объем розничной продажи хлеба и хлебобулочных изделий за январь-декабрь 2021 года составил 6 309,7 млн руб., отмечается в материалах Ульяновскстата. За этот период произведено 28 227,16 тонны хлебобулочных изделий недлительного хранения, 5 081,09 тонны мучных кондитерских изделий, 1 245,62 тонны тортов и пирожных.

Обороты продаж в этот кризис сильно не снизились, спад наблюдался еще во времена пандемии, говорит генеральный директор «Ульяновскхлебпрома» Фаина Самарцева. «Рынок хлебопекарных изделий идет вниз достаточно долго, более 5 лет. Это связано с тенденцией на ограничение углеводов в рационе, безглютеновое питание. А вот то, что называется ремесленным хлебопечением, стабильно показывает рост. Люди стали меньше есть обыкновенного хлеба и начали употреблять более интересные сорта, обогащенные зернами, полезными микроэлементами». Подтверждает это и директор пекарни «От Марка» Марк Пушков: пока обороты продаж снизились на 5%, это незначительно для отрасли. «Люди перестали тратить лишнего, покупают столько, сколько им нужно», — отмечает Пушков.

Как рассказывает руководитель пекарни «Дикий хлеб» Ольга Киселева, покупательская активность снижается, но это больше сезонный спад, поскольку был пост и люди ограничивали себя в выпечке. «Так как мы цены подняли, валовая выручка осталась практически та же, хоть в штуках мы стали продавать меньше. Спрос был снижен как сезонным фактором, так и покупательской способностью», — говорит Киселева.

Зависимость от импортного сырья

Как поясняет Самарцева, рост отпускной цены в первую очередь был связан с удорожанием сырья в сложившейся экономической ситуации. В среднем цены подскочили более чем на 15%. «Это мука, дрожжи, закваска, были проблемы и с дефицитом сахара. По всем позициям идет стабильный рост. Подорожали упаковочные и смазочные материалы, транспортные расходы увеличились. Все это привело к удорожанию себестоимости изделий и росту цен для покупателей», — говорит Самарцева.

По оценке Марка Пушкова, рост цен на сырье продолжится. «Все зависит от поставщиков, какие прайс-листы будут присылать они. Из-за роста себестоимости производства увеличиваются также и расходы на зарплаты сотрудникам, сказываются налоги, их никто не снизил. Мы сотрудничаем и с Францией, и с Германией, частично с Турцией. Российские заводы не смогут обеспечить все потребности рынка, поскольку и на них поступает зарубежное сырье. Пока переориентируемся на азиатский рынок, но там другая культура», — говорит Пушков.

Киселева отмечает, что фиксирует по некоторым позициям рост цен в два раза, но сейчас они постепенно начали снижаться: «Подешевел конфитюр, маргарин. Конечно, к прежним ценам мы уже не вернемся, но если поставщики будут присылать прайс-листы на понижение, мы будем уменьшать стоимость для покупателей».

В пекарне «Хлебница» говорят, что цены пока не повышали и трудностей с производством нет.

Одной из основных проблем для отрасли стала зависимость от импортного оборудования. По словам исполнительного директора Национального союза хлебопечения Рустама Айдиева, в целом доля зарубежной техники составляет 80-90%, в регионах — 50-70%. После введения санкций остро встал вопрос наличия расходных материалов к оборудованию, запасов которых хватит на несколько месяцев, говорит Айдиев.

Фаина Самарцева, в свою очередь, отмечает, что на их производстве в основном оборудование из Италии и Чехии, но компания успела закупить часть расходников, чтобы иметь возможность работать без перебоев. При этом на заводе есть оборудование и отечественного производства.

— У нас есть две линии российского производства, поэтому мы можем работать на них. Это хлеб социального назначения, так называемые белые и серые формовые «кирпичи». Здесь проблем пока не предвидим. Что касается пекарен «Шерман», то сюда мы не покупали импортное оборудование, обошлись отечественным среднего класса, — рассказала Самарцева.

Участники рынка говорят, что полностью перейти на российскую технику тяжело, поскольку она довольно дорогая. «Говорить, что сейчас будем полностью переходить не российское, я не могу. К сожалению, традиционно сложилось так, что классические печи для приготовления хлебов и батонов — из Чехии. Даже четвертый хлебзавод, использующий печи советских времен, еще тогда работал на зарубежных. Посмотрим, как дальше будет», — добавляет Самарцева.

Поскольку с момента введения последних санкционных ограничений прошло не так много времени, крупные хлебопекарни работают по плановому графику и поддерживают свое оборудование в рабочем состоянии, стараются иметь в запасе необходимые детали. При этом участники рынка говорят о том, что аналоги необходимого оборудования можно закупить в Китае либо подобрать там необходимые комплектующие.

Как утверждает Киселева, в любом случае можно рассмотреть российское оборудование, например, хорошие печи делают в Чебоксарах.

От властей нужна стратегия

В конце марта российские власти выделили 2,5 млрд рублей на поддержку производителей в обмен на введение моратория на рост цен до конца этого года. Предприятия, получившие компенсацию, должны будут выполнить требования по фиксации цен на свою продукцию. Ставка субсидии на один килограмм хлеба и хлебобулочных изделий составит 2,5 рубля. Эксперты утверждают, что не всем пекарням будет выгодна такая финансовая помощь, ведь она предполагает новые затраты.

Президент Российского союза пекарей Алексей Лялин, выступая на совещании по вопросам обеспечения продовольственной безопасности в условиях санкций, отметил, что размер выделенной субсидии в 2,5 млрд сегодня не слишком актуален, помощь должна оказываться в большем размере, причем важно помогать не только производителям, но и выделять адресную помощь малоимущим слоям населения.

Одной из важнейших проблем отрасли Президент РСП назвал повсеместное введение предоплаты, что ведет к всплеску неплатежей. По его мнению, один из вариантов решения — льготное кредитование под гарантии от субъектов. Еще один важный момент, который отметил Лялин: хлебопеки не попадают сегодня ни под одну программу поддержки. Было бы целесообразно создать для них отдельную. В заключении Лялин обратил внимание на вопросы льготирования транспортных услуг, поддержки предприятий, имеющих «мобзадания», и отказа от обязательного использования упаковки.

Марк Пушков отмечает, что у государства должна быть стратегия развития отрасли: «Нужна поддержка, чтобы в России строились заводы и занимались ниши. Власти могут помочь открыть завод, но при этом и позже вернуть к нам европейцев — опять пойдет «ужимание» российского бизнеса. Поэтому у государства должна быть долгосрочный план. Мы все должны понимать, к чему идем».

Фото на главной: Pixabay

Марина Иванникова