Городские власти продолжают отчитываться о транспортной реформе, но спотыкаются на ключевом вопросе – финансировании. Ни государственные, ни частные перевозчики на профильной пресс-конференции в четверг не смогли определенно ответить на вопрос, где будут брать деньги на расширение автопарка, которого требуют нововведения. При этом планы по-прежнему грандиозные: новый директор «ПАТП-1» Кирилл Жуков планирует закупить 150 новых автобусов.

Всего в Ульяновске 57 автобусных маршрутов. Город постепенно переводит их на регулируемый тариф: перевозчики обязуются не поднимать цену на проезд выше определенного уровня, а власть компенсирует им убытки.

В первую волну вошло 17 маршрутов, еще по одному объявлены повторные торги. Договоры заключены с ООО «Бизнес недвижимость капитал», связанным с депутатом ЗСО Михаилом Рожковым; ИП Владимиром Горюновым; региональным АО «ПАТП-1»; муниципальным «Ульяновскэлектротрансом».

На втором и третьем этапах «отрегулируют» еще 21 и 18 маршрутов соответственно — аукционы пройдут в сентябре, победители начнут ездить по новым правилам со следующего года. Напоследок оставили наименее загруженные рейсы и те, что обслуживают садовые товарищества.

Что меняется для перевозчиков?

Новая система накладывает на них ряд обязательств. Одно из основных требований — 70% автопарка должно состоять из автобусов средней и большой вместимости. Малый класс решено полностью не убирать — такие автобусы будут ездить в пригород или садоводческие товарищества, рассказал на пресс-конференции директор МКУ «Организатор пассажирских перевозок» Владимир Фадеев.

Также по новым правилам необходимо введение безналичной системы оплаты (установка валидаторов). Возможность оплачивать наличными при этом останется.

За каждый факт срыва расписания перевозчиков будут штрафовать. Сейчас это происходит раз в квартал, что мало мотивирует частников.

Бизнес живет надеждами, госпредприятие — моральной поддержкой

На встречу со СМИ по транспортной реформе впервые пригласили частного перевозчика — предпринимателя Владимира Горюнова, который выиграл аукцион на маршрут №38. Всего он работает по 12 транспортным направлениям, в его автопарке 300 машин. Для соответствия новым требованиям ему нужно закупить 100 автобусов средней вместимости стоимостью порядка 10 млн рублей каждый. Предприниматель рассчитывает на участие в льготной лизинговой региональной программе — без этой поддержки его дальнейшая работа под большим вопросом.

При этом никакой определенности по введению такой программы нет. Как пояснил Фадеев, область «продолжает работать» над программой софинансирования оплаты лизинговых платежей, и «если будет возможность на 2023-2024 годы, то этот вопрос совместно с городом и областью будет решаться». Почему контракты разыгрываются сейчас, если источников средств на их выполнение еще не определили, журналистам ответить не смогли.

Новый директор «ПАТП-1» Кирилл Жуков (возглавил АО в марте) сообщил, что предприятие должно выйти на новый уровень развития за счет перераспределения маршрутов. В этом году планирует закупить 50 автобусов «при поддержке правительства и администрации города», которые направят на маршруты №4 и 28. В следующем году в лизинг возьмут еще 100 авто. Но когда журналисты начали задавать вопросы, спикер растерялся и ответить, в чем именно заключается поддержка предприятия регионом, так и не смог. «Моральная», — отшутился он. Чтобы все же узнать подробнее о будущем предприятия, журналист 73online.ru после завершения пресс-конференции пригласил Кирилла Жукова на интервью. Он согласился.

Недокомпенсировали

Ясности не добавляет ситуация и с самим регулируемым тарифом. В контрактах не указывается его размер. Предельную стоимость проезда утверждает региональное Агентство по регулированию цен и тарифов — сейчас это 25 рублей. Ведомство планирует увеличить сумму до 28 рублей — Владимир Фадеев считает такой рост справедливым. В то же время Горюнов отмечает, что экономически обоснованная стоимость — 38 рублей. Суть реформы заключается в том, чтобы перевозчикам компенсировали эту разницу. Но на деле этого не получается.

Судя по уже заключенным контрактам, мэрия, за некоторым исключением, расторговывает на каждого перевозчика в районе 100 тысяч рублей на год — такие скромные цифры удивили многих. Фадеев разводит руками: это действительно не является полноценной компенсацией упущенной выгоды, но денег больше нет, и администрация будет разрабатывать свою финансовую модель компенсации, исходя из возможностей городского бюджета. «Я понимаю вашу иронию, выпадающие доходы, может, и больше, но мы работаем в рамках лимитов. Если перевозчики выходят на аукцион, значит, условия их устраивают», — сказал Фадеев. Горюнов подтверждает, что бизнес принимает то, что есть, и надеется на поддержку региона, чтобы выжить.

Дарья Гордеева