Вчера, 9 декабря, в конгресс-холле «Кошелев» отеля Radisson Ulyanovsk завершился XIV бизнес-форум «Деловой климат в России». Площадка собрала порядка 1000 человек из разных отраслей экономики. Главной темой стала глобальная трансформация делового климата в новой экономической реальности. Губернатор Алексей Русских подписал с главой провинции Казвин (Иран) меморандум о сотрудничестве. Итогом станет запуск логистического канала «Средняя Волга – Энзали – Казвин». Также были заключены экспортные контракты на сумму более 500 млн рублей.

Губернатор Алексей Русских отмечал, что меры поддержки и стимулирования предпринимательства должны быть системными и разработаны в тесном диалоге с бизнес-сообществом. Эта тема и стала ключевой на форуме.

Мероприятие проходило три дня, с 7 по 9 декабря, в рамках национального проекта малого и среднего предпринимательства. Обсуждались вопросы контрольно-надзорной деятельности и регуляторики, меры поддержки бизнеса, развитие экспорта и туризма. Также проходили и образовательные семинары для предпринимателей.

— Традиционно задача форума — формирование законодательных инициатив, которые позволят упростить деловой климат не только в Ульяновской области, но и во всей стране, — отметил руководитель центра «Мой бизнес» Руслан Гайнетдинов.

Площадки форума были разделены на три тематических трека: контроль-надзор, меры поддержки бизнеса и международная торговля и экспорт.

На экспертной сессии при участии представителей Минпромторга РФ, «Опоры России», торговых представителей РФ в Иране и Турции региональные власти подробно обсудили вопросы развития транспортного коридора «Север-Юг», торгового маршрута «Ульяновск — Казвин (Иран)». Были обозначены проблемы, связанные с высоким износом смешанного транспорта «река-море», недостаточным количеством сухогрузных судов, сложностью расчётов между российскими экспортерами и принимающей стороной.

Как сообщает министр экономического развития и промышленности Николай Зонтов, Минпромторгу РФ предложили расширить федеральные меры поддержки, направленные на снижение себестоимости строительства судов, разработать программу компенсации части затрат при приобретении судов иностранного производства.

— Также одной из серьезных проблем, которую нужно решать для использования речного маршрута, является необходимость модернизации конструкций в портах на Волге, — говорит Зонтов.

Часть предложений, которые были сформированы на площадках форума, после Нового года будут переданы профильными комитетами Госдумы и Совета Федерации на рассмотрение.

Новое время требует новых решений

На пленарном заседании «Предпринимательская инициатива — ответ на глобальные изменения мировой экономики», которое возглавил губернатор, прозвучали инициативы от бизнеса по изменениям регуляторики. Они касались таможни, финансовых расчетов и других вопросов экспортной деятельности.

— Точкой отсчета устройства нового миропорядка является февраль текущего года. За прошедшие девять месяцев началась глобальная, не имеющая аналогов даже в пандемийный период, трансформация условий ведения бизнеса — торговли, логистики, всей экономической системы. Новое время требует новых решений. Сейчас российское законодательство и регуляторика в большей степени заточены под прежние условия ведения бизнеса, — обратился Русских к присутствовавшим.

Он выделил ключевые проблемы:

— сертификация промышленной продукции при торговле с дружественными странами (нужно найти альтернативу западной сертификации);

— международные трансакции;

— бартерные сделки.

На заседании Русских и губернатор провинции Казвин Исламской Республики Иран Мохаммад Мехди Алаи подписали меморандум о сотрудничестве между правительством Ульяновской области и правительством провинции Казвин. Он направлен на развитие и расширение двухстороннего сотрудничества в торгово-экономической, сельскохозяйственной, научно-технической областях, а также совместное развитие торгово-логистических маршрутов «Средняя Волга- Энзали-Казвин».

— Хочу обратить внимание, что Иран более 40 лет борется и работает с санкциями. Все те возможности, которые вы в ходе своего визита к нам видели, — это все было создано в условиях санкций. У нас есть богатый опыт в сфере их нейтрализации, — отметил Мохаммад Мехди Алаи.

Проект логистического канала «Средняя Волга – Энзали – Казвин» позволит обеспечить прямую доставку грузов от ульяновских портов в Иран (по Волге к Каспийскому морю) до порта Энзали и таможенных, складских терминалов в Казвине. Круговой маршрут по каналу займет 23 дня. Общая протяжённость составит 2,5 тысячи км. Сообщается, что уже есть подтвержденные заявки на поставку 540 тысяч тонн зерновых и 50 тысяч кубометров пиломатериалов.

Канал встроится в проект транспортного коридора «Север-Юг», который сократит время доставки из бассейна Индийского океана сразу к берегам Волги.

Также состоялось подписание экспортных контрактов на сумму более 500 млн рублей, соглашений с партнерами о реализации логистических проектов и о намерениях дальнейшего сотрудничества.

Среди подписанного:

— соглашение о сотрудничестве с одним из ведущих маркетплейсов — «Яндекс.Маркет». Сейчас на площадке представлено 200 ульяновских предпринимателей. Сотрудничество позволит увеличить их число в пять раз. Участниками станут производители одежды, предметов интерьера, мебели, строительных материалов и др. Также планируется открытие цифрового шоурума ульяновских дизайнеров и производителей одежды;

— соглашение на поставку зерна в Иран по логистическому каналу компанией «Шамсазар» на сумму 600 млн рублей;

— экспортный контракт с производителем пиломатериалов «Мир ДПК» на сумму 250 млн рублей. Отгрузки будут осуществляться посредствам логистического канала;

— соглашение с компанией «РусИранЭкспо». Она поможет в продвижении, поиске партнеров и покупателей для ульяновских товаропроизводителей на рынке Ирана.

Марина Иванникова