Любой разговор об ульяновской экономике неизбежно приходит к теме пандемии. Мы снова переживаем очередной ее этап, и пока никто не прогнозирует значительного спада заболеваемости. Это, безусловно, сказывается на бизнесе. Председатель совета директоров корпорации развития промышленности и предпринимательства Ульяновской области Руслан Гайнетдинов рассказал 73online.ru, как изменилась экономика и на что нужно ориентироваться начинающим предпринимателям.

Ульяновская экономика переживает пандемию коронавирусной инфекции лучше, чем большинство других крупных развивающихся рынков. По словам Руслана Гайнетдинова, в целом за год на прежнем уровне остались количество предприятий и объем бюджета. Весенний локдаун, конечно, сказался в определенный период, но по году показатели выровнялись.

- Как изменилась структура бизнеса?

- Трансформация бизнеса также несущественна и наблюдается только в отдельных отраслях. Единственная сфера, которая сильно изменилась – это IT. Все, кто ушел на удаленку весной, с нее так и не вернулись. И международные гиганты, и наши компании. Фактически офисы в этой сфере сейчас стали никому не нужны, они стоят пустые. Я приводил в пример гиганта Wildberries, где несколько тысяч айтишников сидели в громадных офисах в Москве, в которые они уже вряд ли вернутся.

- Кому удалось вовремя перепрофилироваться и заработать на этом?

- Чудес не бывает. Перепрофилироваться, может быть, удалось очень маленькому проценту, который не отражается на экономике. Из гостиничного бизнеса невозможно создать промышленное предприятие. Другой разговор, если начать применять новые технологии и способы коммуникации, оставаясь в той же сфере деятельности. Например, в первую волну рестораны организовали доставку, которая вроде бы хорошо распространилась. Но на самом деле это пять процентов от выручки и, скорее, хайп, а не деньги.

- На ком больше всего отразилась пандемия?

- Если говорить о положительном влиянии. то здесь стоит упомянуть строительный ритейл. Люди не поехали в отпуск, сработал отложенный спрос, они начали вкладывать в стройку. Все, кто продавал материалы для таких работ, увеличил доходы по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в три раза. Производители мебели и межкомнатных дверей, благодарря отложенному спросу, который копился годами, имеют заказы на 2-3 месяца вперёд. Единственное, что тревожит, это сколько сохранится такое интенсивное потребление. Сейчас очень хорошая конъюнктура. Компании даже от экспортных поставок отказываются, потому что на внутреннем рынке есть спрос. Но я бы не радовался, хлопая в ладоши. Лучше накопить определенный жирок, чтобы дальше грамотно распределять свои усилия.Если говорить о тох отраслях, кому в пандемию пришлось сложно, то гостиничный бизнес из-за ограничений не восстановится по этому году уже точно. Тем более сейчас опять страх на перемещения. Однако летом из-за отсутствия международного и междугороднего туризма увеличился внутренний. И мы увидели взрывной спрос на наши туристические базы, комплексы, дома отдыха. Очень много появилось туристических продуктов, где люди стали обращать внимание на собственную природу.

- Что делать тем, кто в пандемию оказался на грани закрытия?

- В любом бизнесе может наступить кризис. Как и любой другой, этот лишь ускорил тех, кто уже находился на грани закрытия. Выживает тот, у кого больше запас прочности. Да, есть точечные государственные меры поддержки, это логично - если мы просим вас не работать, то давайте подумаем, как вас поддержать. Но это не может распространяться на всех, потому что все и не закрыты. А если ты не закрыт, и у тебя проблемы, они бы и без кризиса были. По персоналу, например - кто больше платит, тот и переманивает. Если ты не можешь обеспечить зарплату, значит ты не в рынке. Нужно лавировать на своих затратах. В кризис кто больше закредитован, тот больше и страдает. Да, государство на полгода давало отсрочки платежей и рефинансирование кредитов. Но это на полгода... Это временная мера, которая может помочь в конкретный период.

Если взять 2008 год, никто же не виноват был, что вдруг лопнул американский мыльный пузырь. Это экономика. Бизнес и предпринимательство – это деятельность на свой страх и риск. Завтра поменялись условия – и все. Хороший пример – сельское хозяйство, где ты не только от технологии зависишь, но и от погоды. Кто виноват, если год сухой? Я, например, в 2008 году занимался рекламным бизнесом, и тогда пришлось сокращаться, ведь никаких мер поддержки в принципе не существовало. Понятие малый бизнес появилось в 2006-м, а кредитовать его активно начали только в 2009-м. На говорили: вы все жулики, прохвосты и спекулянты.

- Что посоветуете начинающим предпринимателям?

- Сейчас мы не знаем, как будет ситуация развиваться дальше, но делать бизнес-план всегда нужно исходя из самых пессимистических условий. Так легче трудности переживать. Главное, нужно заниматься тем, к чему душа лежит, либо тем, что умеешь делать сам. Минимизировать риски возможно, если ты максимально ни от чего не зависишь. А уже дальше по мере роста инвестировать в другие направления. Например, люди всегда будут есть больше, чем покупать шубы, но и конкуренция в этом сегменте выше, поэтому нужно креативно мыслить, развивать продажи, интернет-торговлю, использовать все возможные инструменты. Можно провести маркетинговое исследование и понять, что есть свободная ниша, но никто не скажет, будешь ли ты успешен. Миллион причин может повлиять на то, что даже вроде бы классные бизнесы не пойдут. Все мы были свидетелями нескольких провальных концепций на месте бывшего бара «Бардак», он был удачным, потом вроде бы все тоже самое, но концепции проваливались. В сфере услуг и гостеприимства важна душа, при конвейерном производстве важна технология. Если ты сможешь завтра сделать сам свою работу, ты выживешь. Предприниматель отличается от менеджера тем, что он своими руками сам может трудиться. Невозможно научиться быть предпринимателем, это дар Божий, также как и например, способность писать как писать музыку. Но можно научить продавать, избегать ошибок.

Анна Ежова