На фоне пандемии и пенсионной реформы в России стремительно сокращается количество получателей пенсии. В Ульяновской области тенденция подтверждается. По словам экспертов, уменьшение количества пенсионеров сократит дефицит Пенсионного фонда, но не улучшит благосостояние пожилых людей, а также может негативно повлиять на экономику.

По итогам второго квартала 2021 года число получателей пенсий в России сократилось на 243 тысячи человек, следует из данных Росстата. В первом квартале их количество уменьшилось на 379 тысяч. В целом с июля прошлого года по июль нынешнего пенсионеров стало меньше на 1,199 млн человек — это рекордная величина, если смотреть на доступную статистику с 1998 года. Общая численность получателей пенсий сократилась до минимума 2015 года, сообщает finanz.ru.

В Ульяновской области — та же тенденция. По данным Росстата, по итогам второго квартала в регионе насчитывается 403 тысячи пенсионеров — год назад на 1 июля было 417 тысяч человек. Резкое сокращение численности получающих пенсию наблюдается как раз со второго квартала 2020 года.

Эксперты указывают на две определяющие причины такой динамики — повышение пенсионного возраста и коронавирус. Демограф, бывший сотрудник Росстата Алексей Ракша считает, что на три четвертых нынешняя убыль вызвана пенсионной реформой, остальное — ковид. «Избыточная смертность составляет 700 тысяч человек, из них 550 — пожилые люди. Но даже если бы пандемия прекратилась, то из-за реформы количество пенсионеров сокращалось бы вплоть до 2024 года, то есть до времени ее окончания. Как только возраст выхода на пенсию перестанут сдвигать, число пенсионеров вновь пойдет в рост», — комментирует Ракша.

Доктор экономических наук, профессор УлГУ Анатолий Лапин говорит, что снижение количества пенсионеров негативно повлияет на экономику в регионе в плане падения спроса на товары. «Уменьшение любой категории населения негативно сказывается на динамике внутреннего платежеспособного спроса: чем меньше потребителей, тем меньше спрос на продукцию, которая реализуется в регионе. Пенсионеры хоть и малобюджетные потребители, но с относительно фиксированным доходом и регулярной структурой спроса, и их в регионе — каждый третий», — отмечает Лапин.

Отметим, что с начала 2010-х в России был непрерывный тренд на увеличение числа получателей пенсий: их количество увеличилось с 38,4 млн человек в 2008 году до 43,5 млн в 2018-м. Власти ответили на это пенсионной реформой с постепенным повышением возраста выхода на заслуженный отдых с 55 до 60 лет у женщин и с 60 до 65 лет у мужчин. На диаграмме Росстата видно, как с января 2019 кривая количества пенсионеров поползла вниз. Аналогичная динамика и в Ульяновской области.

Повышением пенсионного возраста власть хотела снизить нагрузку на пенсионную систему, сократить дефицит Пенсионного фонда и трансферт на покрытие этого дефицита из бюджета. Однако увеличения благосостояния старшего поколения в итоге не случилось. С уменьшением дефицита снижался и трансферт средств из бюджета. «Богаче жить мы не будем. Нынешнее снижение числа пенсионеров влияет только на государственные финансы, Пенсионный фонд: дефицит его будет сокращаться или не так быстро расти», — говорит Алексей Ракша. «На следующий год индексация пенсий отстанет от уровня инфляции. То есть и пенсионеров становится меньше, и падает их реальный доход: государство не может проиндексировать выплаты на 7-9%, а только на 5-6%», — говорит Анатолий Лапин.

Андрей Семёнов