На прошлой неделе премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил стратегию пространственного развития России, рассчитанную до 2025 года. Согласно документу, опубликованному на сайте кабмина, подразумевается формирование 12 макрорегионов: Центрального, Центрально-Черноземного, Северо-Западного, Северного, Южного, Северо-Кавказского, Волго-Камского, Волго-Уральского, Уральско-Сибирского, Южно-Сибирского, Ангаро-Енисейского и Дальневосточного.

Ульяновскую область планируется включить в Волго-Уральский регион, куда войдут также Башкортостан, Оренбужье, Саратовская, Самарская, Пензенская области. Республика Татарстан, например, уйдет в Волго-Камский регион.

Для каждого региона прописаны представленные в нем отрасли. Для родины Ленина - это производство автотранспортных средств, бумаги, готовых металлических изделий, компьютеров, машин и оборудования, лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, мебели, напитков, пищевых продуктов, резиновых и пластмассовых изделий, текстиля, химических веществ, электрического оборудования, растениеводство и животноводство, деятельность в области информации и связи, науки, туризма - деятельность гостиниц и предприятий общественного питания и проч.

Кроме того, Ульяновская область включена в перечень городов, которые должны обеспечить вклад в экономический рост РФ от 0,2% до 1% ежегодно.

- Одна из целей стратегии — сокращение межрегиональных различий в уровне и качестве жизни людей, - говорится в пояснительной записке к документу. Стратегия также нацелена на ускорение темпов экономического роста и технологического развития, а также обеспечение национальной безопасности. Документ разработан и внесен Минэкономразвития России. Отмечается, что он должен стать одним из механизмов реализации национальных проектов. В Минэкономразвития считают, что такая региональная трансформация обеспечит к 2025 году экономический рост. В частности, увеличит экспорт на 30%.

- Данный документ был инициирован федеральным центром, чтобы синхронизировать деятельность как регионов, так и федеральных ведомств в части размещения основных объектов экономики на территории России во исключение дублирования формирования излишне необоснованной конкуренции. Если уж очень упрощать, то эта стратегия - один из элементов плановой экономики, но в любом случае в государстве без координации деятельности невозможно равномерно развивать территорию и определять приоритеты развития с точки зрения логистических потоков, концентрации и размещения производственных сил. Поэтому это такой облегченный вариант определения развития страны в соответствии со Стратегией развития РФ в целом. Мы проводили консультации с министерством экономики и считаем, что в перечне отраслей Ульяновской области перечислены все приоритетные направления региона. Что касается самолетостроения, то в документе предусмотрена строка «производство прочих автотранспортных средств», куда и была включена эта отрасль, - прокомментировал 73online.ru председатель правительства Ульяновской области Александр Смекалин.

Президент регионального фонда политических исследований «РАПИР» Дмитрий Травкин позитивно смотрит на такое нововведение:

- Это уже не новое изобретение, еще в СССР мы учили на уроках географии, что наша страна была разделена на определенные территории. Сейчас я на эту стратегию смотрю позитивно, это правильная попытка руководства федерального центра повлиять на экономику России. Хотелось бы оптимизировать логистику, очаги экономического развития, кооперацию. Также можно надеяться на социальный эффект этого решения. Регионы будут подтягиваться друг к другу: более непростые – к лидерам. Наш макрорегион Волго-Уральский – более компактный, чем ПФО. Убежден, что это более логичная попытка разделения округов и объединения отдельных единиц в единую систему. Некая социальная подтяжка, если позволите. Не считаю, что между субъектами будут происходить конфликты в части получения бюджетных средств на реализацию тех или иных программ, допустим. И несмотря на то, что денег всегда будет не хватать, борьба за ресурсы – это перманентная деятельность. Но все это – факторы столичности, к нам это мало относится, поэтому я вижу основания для оптимизма. Есть еще одна надежда, что такие подходы пространственного объединения побудят и региональные власти к успеху: не отдельные отрасли экономики нужно развивать, а территории.

Стоит сказать, что идея создания в России макрорегионов, объединяющих субъекты федерации по экономическим признакам, обсуждается в стране более 10 лет - с января 2008 года. До сегодняшнего дня в стране существовало только два макрорегиона: Дальний Восток и Северный Кавказ.

В министерстве объясняют, что будут создавать макрорегионы не по принципу административно-территориальных единиц, а отталкиваясь от точек экономического развития, которые в полной мере смогут раскрыть потенциал территорий. Звучит заманчиво, выглядит красиво. Разумеется, что не все эксперты такое смелое предложение поддерживают и выражают свои сомнения насчет грамотной реализации стратегии правительства Дмитрия Медведева.

Например, полномочный представитель президента в Сибирском федеральном округе Сергей Меняйло выступил против. Чиновник был несколько удивлён тому, что данный план предполагает разделение его вотчины аж на целых три макрорегиона. Он считает такую позицию отрицательной и предполагает, что подобные действия лишь ослабят развитие региона, а не наоборот. Весной 2018 года Меняйло направил в Минэкономразвития письмо, а они обещали учесть претензии и предложения.

По мнению другого эксперта - кандидата экономических наук Максима Кривелевича, документ принят без какой-либо экономической мотивации, а эффект от него увидят только лоббисты — крупные финансово-промышленные группы.

- Экономика неотделима от государственного управления. А госуправление — это не компьютер, это люди. Люди принимают какие-то решения в интересах каких-то людей. Каких, в данном случае? Отсутствие внятного обоснования, возможности понять, зачем и для чего это делается, это очень плохо. Потому, что это порождает массу теорий, в частности, связанных с тем, что решение принято в интересах определенного круга лиц — крупных финансово-промышленных групп, лоббирующих такие проекты. Пока подобные теории на российском опыте практически всегда оказываются единственно верными. За примерами далеко ходить не надо — это и система «Платон», и «авторские отчисления», это и «суверенный интернет», и многое другое. Вот здесь, на мой взгляд, лежит основная проблема: отсутствие объективного объяснения «зачем?», рождают объяснения, что всё это мероприятие — создание «Стратегии пространственного развития», разделение России на 12 макрорегионов — лежит в абсолютно практической плоскости. Отдельные лоббистские группы отстаивают свои интересы и в результате будут становиться ещё богаче и ещё влиятельнее, - цитирует Кривелевича ИА REGNUM.

Директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев считает идею создания макрорегионов хорошей, но сомневается в ее грамотной реализации.

- Все это уже было в СССР, - называлось только экономическими районами. Подобные трансформации территорий делались для концентрации ресурсов и выполнения задач, которые отдельно взятая область потянуть не может. Позитивные результаты Дальнего Востока и Северного Кавказа пытаются перенести на другие территории. Идея хорошая, но как это будет работать? Мы что теперь будем на каждый макрорегион по министерству ставить? Безработица среди чиновников уменьшится точно, а принесет ли это какие-то результаты – пока неясно, - заявил СМИ г-н Журавлев.

Дарья Косаринова