Бывший генеральный директор сети алкомаркетов «Градус» Роман Арифуллин дал интервью «Живой студии». Он рассказал, как стал бизнесменом, объяснил, зачем каждый предприниматель должен путешествовать и почему важно мечтать.
О становлении
— Как вы стали предпринимателем?
— С бизнесом сталкивался с раннего возраста. Лет с десяти примерно понимал, что такое предпринимательство — отец занимался торговлей автомобилями. К полному осознанию пришёл, когда поступил в университет. На первом курсе работал в юридическом бюро, помогал открывать компании. Алкогольная фирма была, обсуждали вопрос открытия по всей области её мини-франшиз в продуктовых магазинах. Меня позвали на это мероприятие — «послушать, как большие дела делают».
Все согласились, что идея отличная, но не знали, кто ей займётся. Вдруг директор магазина «Белый медведь» Любовь Михайловна показывает на меня и говорит: «Вот, Роман сидит. Пусть он генеральным директором будет, возможно, у него получится». В 19 лет!
Первый серьёзный бизнес - это «Градус». За три года открыли 365 магазинов по Ульяновской области. Команда из четырёх человек. Объездил все сёла, параллельно учился. Бывало, сижу на паре, а мне звонят — в Старой Майне магазин обнесли, надо срочно выезжать.
— Ваш отец хотел, чтобы вы были именно предпринимателем?
— Говорили: «Делай, что хочешь». Но поскольку нас с братом приглашали на мероприятия, мы пропитывались предпринимательством. Это определило нашу судьбу.
— Какие у вас были первые неудачи?
— Были госорганы, которые проверяли нас на соответствия нормативам. Однажды я договорился о встрече с сотрудником, чтобы определиться, как правильно выстраивать систему проверок и к чему готовиться. Я опоздал на десять минут, и человек сказал, что отныне для меня его кабинет закрыт. Я расстроился, ожидал серьёзных проверок, но по счастливой случайности он перестал там работать.
— Далее был опыт компании «Лайтбокс». Расскажите об этом.
— После того, как мы продали магазины «Градус» «Бристолю», у нас остался софт, который последнему не понадобился. Решали, что будем делать дальше. Тогда как раз приняли новый закон об автоматизации бизнеса. Пришла идея — создать недорогое облачное решение для малого бизнеса. Сделали «Лайтбокс» — облачную товаро-учётную систему, то есть онлайн-кассы.
— Сколько просуществовал этот бизнес?
— С конца 2014 года до сих пор, более 100 тысяч касс по всей России. Но я им не занимаюсь.
— Кому продали?
— Мы активно искали инвесторов. На нас вышла компания «МТС». Мы были широко известны в узких кругах — по нам дали рекомендацию. Они позвонили, мы поговорили, но ничего не произошло. Поняли, что заход не серьёзный, и пошли дальше. Через некоторое время они снова позвонили, сообщили, что собираются покупать кассовый продукт. Сказали, что из пяти компаний мы — самые дорогие. Через пару дней сообщили, что выбрали нас. Мне хватило наглости сказать, что мы подорожали на 200 млн рублей. Они согласились.
На пике в компании работало 400 человек. Когда закон стартовал, мы развивали команду. Сейчас это 115 ульяновцев — служба поддержки, разработка. Некоторое время я был в МТС, занимался в блоке стратегии малого и среднего бизнеса, но потом пришло время двигаться дальше.
О команде
— Как подбираете команду?
— Часть её перетекает из проекта в проект. Подбор команды — главное в любом бизнесе. Это большой труд. Сложно попасть в нужного человека с первого раза. Ошибка подбора человека дорого стоит. Человек может раскрываться в команде от шести месяцев до полутора лет, и если ты не попал в человека, то обнаружить это через полгода — крайне болезненно.
Я подбираю людей по скиллам и готовности быть немного пиратами. Когда интервьюируешь людей, все говорят, что они гибкие и готовы меняться, но в реальности не «забронзовевших» абсолютное меньшинство. Людей, которые готовы импровизировать и брать на себя ответственность, не так много.
— Если другой предприниматель попросит помочь разобраться в ситуации, пойдёте на контакт?
— Вообще легко. В IT-среде принято помогать друг другу безвозмездно. Но есть такая вещь, как социальный терроризм: когда ты помог человеку, он просит снова и снова. Есть негласный договор — если помогают тебе, то помогаешь ты. Но есть границы- подсказываешь в рамках разумного. В этом смысле готов помочь. Погружаться в чей-то проект — другая история.
О личной жизни
— Как личная жизнь вам помогает?
— Очень люблю семью и провожу с ней время. У меня сын и дочка. Много путешествуем. Зимой по работе почти на три месяца уезжал, они были со мной. Семья подпитывает, но нужно приложить правильные усилия, чтобы получить достаточную энергию в обратную сторону. Я хотел бы найти больше баланса между работой и семьёй. Провожу с ними много времени, но недостаточно погружён — такова специфика «удалёнки».
— Где отдыхаете, как проводите время, что вас интересует?
— Очень люблю путешествовать. Нас много возили в детстве. Одного бизнесмена спросили: «Что нужно дать детям, чтобы они выросли предпринимателями?». Он ответил: «Дайте им посмотреть мир». Это абсолютная правда. Массу бизнес-моделей нахожу внутри путешествий. Приезжаю в страну с друзьями, берём машину, изучаем локации. Любим изучать карты, находим достопримечательности, рестораны. Погружаемся в среду и чувствуем себя местными. Дети много путешествуют со мной. Постоянно какие-то игрушки приносят, говорят, что в России таких ещё не продают. Тестируем, что можно продавать в России.
— Что бы вы хотели сказать ребятам, которые занимаются бизнесом?
— Не бойтесь мечтать, визуализировать. Знайте - то, что вы не хотите, то с вами никогда не произойдёт. Если вы действительно чего-то хотите и идёте к этому, то всё может получиться.