
В Центральный музей древнерусской культуры имени Андрея Рублева в 2007 году поступила заявка на экспертизу привезенной из Америки иконы, происхождение и история которой очень удивили ученых.
Небольшая икона Богоматери с Младенцем (46х36 см) в серебряном окладе, вероятно, предназначалась для семейного использования образа. Композиционный извод иконы по общим чертам определили как «Умиление». Манера письма указывала на период создания — первая половина XIX века, но серебряный оклад был создан в начале XX века, что подтверждается клеймом Первой московской артели ювелиров и Московского окружного пробирного управления.
Ученым предстояло разрешить загадку в датах, а помогла им наклейка на обратной стороне иконы, где имелась печать Храма Гроба Господня в Иерусалиме и надпись, в соответствии с которой владелицей образа была Елизавета Алексеевна Мазараки.
Мазараки, в девичестве Корженевская, получила икону в качестве ритуала благословения на свадьбу с известным в Иерусалиме врачом Харлампием Васильевичем Мазараки. Свадьба состоялась 8 января 1860 года, что подтверждается датой на иконе. Елизавета прибыла в Иерусалим, чтобы получить благословение на монашеский постриг, но встретилась там со своим будущим мужем. В результате вместо монашеского одеяния она облачилась в свадебное.
Братья Мазараки, Харлампий и Никифор, были родом из Греции и пользовались большим уважением у жителей Иерусалима, поскольку они могли вылечить от тяжелых болезней.
Когда Харлампий познакомился с Елизаветой, он был уже знаменитым в Иерусалиме врачом, заведовал больницей Машгав Ладах и имел обширную практику. Также ему греческое правительство доверяло дипломатические миссии.
Жену Харлампия Васильевича местные жители приняли очень тепло - ее считали «первой леди Иерусалима». Она была очень набожной женщиной и старалась помогать православной миссии.
Икона, подаренная в день свадьбы, должна была стать своеобразным ритуалом Мазараки и передаваться из поколения в поколение в качестве семейной реликвии. Однако у Елизаветы и Харлампия не было детей, и ритуалу Мазараки не суждено было стать традицией.
После смерти мужа в 1892 году Елизавета Алексеевна вернулась в Россию. Она бережно хранила икону Богоматери с Младенцем, специально для нее заказала серебряный оклад. После смерти Елизаветы след иконы потерялся.
Казалось бы, семейная реликвия и ритуал Мазараки были утрачены навсегда, однако, спустя много лет необъяснимым образом икона вернулась в Россию - на Родину своей владелицы, чтобы занять свое законное место в музее.
фото: https://ru.freepik.com/free-photo/an-old-book-on-a-wooden-table_19139548.htm#fromView=search&page=3&position=42&uuid=589b0401-a946-42f7-bb17-923b02f55fe5