Индивидуальный предприниматель из Ростова-на-Дону Александр Балашов подал в суд на ульяновского ресторатора Алексея Кравченко. Истец заявил, что зарегистрировал название MARY WONG для своего заведения раньше Кравченко, и потребовал компенсацию в 2 миллиона рублей и запрет на использование ответчиком этого словосочетания. Разбирательства длились полгода, суд встал на сторону ростовчанина, несколько умерив его аппетиты.
В 2018 году ресторатор Алексей Кравченко открыл в Ульяновске азиатское бистро "Madame Mary Wong". Оно скоро стало популярным. Предприниматель рассказывал подписчикам в соцсетях, что на создание такого заведения его вдохновила китайская бабушка Мэри — владелица лавки с лапшой. Они познакомились в Пекине в 2008 году.
Видимо, предприниматель Александр Балашов узнал о пекинской бабушке раньше. Нудл-бар MARY WONG в Ростове-на-Дону он открыл в 2012 году. Спустя 4 года лондонское агентство The Future Laboratory, занимающееся изучением трендов, составило список 10 самых стильных ресторанов и продовольственных торговых точек в мире, куда попала и лапшичная Балашова. Заведение все больше набирало популярность, и в 2017 году принесло 31 млн рублей выручки и 7 млн прибыли. Правда, сейчас ни сам Балашов как ресторатор, ни его лапшичная не работают.
Фото из официальной группы лапшичной во «ВКонтакте»
Тем не менее бизнесмена очень огорчило, когда он узнал, что в Ульяновске открылось заведение с похожим названием и концепцией. В марте 2021 года Балашов обратился в Арбитражный суд региона с иском о запрете Кравченко совершать любые действия со словосочетанием MARY WONG: использовать на вывесках ресторана и форменной одежде, упоминать в меню и на посуде, а также использовать при ведении социальных сетей, сайтов и документов. Также он потребовал взыскать с ульяновского предпринимателя 2 млн рублей компенсации за незаконное использование товарного знака и 33 тысячи рублей за расходы по оплате государственной пошлины.
Проведя сравнительный анализ, суд установил сходство товарного знака MARY WONG и обозначения MADAME MARY WONG. Требования истца удовлетворил частично: запретил использовать словосочетание и обязал Кравченко выплатить компенсацию за нарушение исключительных прав на товарный знак — 300 тысяч рублей.
По словам ульяновского ресторатора, перед тем, как дать название своему заведению, его сотрудники проверяли, существует ли такой товарный знак. В официальных реестрах его не было.
— У нас почти все проекты зарегистрированы. С этим получилось так: проверили товарный знак — такого не было, потом долго откладывали [регистрацию]. Позднее мы узнали, что товарный знак MARY WONG был зарегистрирован международной организацией. Сейчас будем менять название. Если раньше у нас была Madame Mary Wong, то сейчас останется Madame Wong. Этот товарный знак уже зарегистрирован, мы его выкупили. Также мы подали апелляцию на решение арбитражного суда, — рассказал Алексей Кравченко 73online.ru.
Согласно открытым данным, впервые товарный знак MARY WONG был зарегистрирован Всемирной организацией интеллектуальной собственности WIPO в 2014 году. Повторную заявку Балашов отправил в феврале 2021 года (за месяц до того, как подать в суд) в Роспатент. На данный момент заявка проходит формальную экспертизу.
Руководитель представительства компании по защите интеллектуальной собственности BeBrand Ольга Тихонова рассказала, что за три года существования их организации в Ульяновске к ним обратились многие местные предприниматели. Среди них компания «УльяновскХлебпром» со спором по поводу бренда «Привет из Ульяновска», Елена Ежова по поводу названий корчмы «Гопак» и ресторана «Вепрево колено», фермер Алексей Якушев с маслом «Новичок» и др.
— К сожалению, не все предприниматели серьезно относятся к защите собственного бренда. Многих мы давно предупреждали, что они используют чужой бренд в своём бизнесе. У нас как в поговорке: «пока гром не грянет», в нашем случае — пока не получат претензию за незаконное использование торгового знака или решение суда с многомиллионными штрафами. Если вы создали классную идею (название, логотип или концепцию), то не нужно ждать, когда вас начнут копировать, зарегистрируйте бренд в самом начале, потому что пока вы не получили свидетельство на регистрацию товарного знака, это не ваш бренд. Ежедневно в «Роспатент» на регистрацию поступают десятки объектов интеллектуальной собственности, и среди них может быть ваш. Предприниматели рискуют стать жертвой копирования или полностью потерять права на свою разработку, — говорит Тихонова.
Она отметила, что за рубежом уже давно сложилась практика, когда сначала регистрируется бренд, потом его выводят на рынок. Такая же схема и с патентами.