Рекультивация памятника природы Винновская роща обросла скандалами. Показать, как движется проект ликвидации загрязнения, и сбавить градус напряжения сегодня днем попыталось министерство природы, пригласив общественность на встречу. Активисты рассказали, что написали заявление в прокуратуру по поводу начала работ и ждут возбуждения уголовного дела.
Министерство природы Ульяновской области инициировало совместный осмотр работ по ликвидации нефтезагрязнения в «Винновской роще». Сегодня в 11.30 в одноименном поселке должны были собраться директор департамента природопользования Роман Кирпичников, представитель от природоохранной прокуратуры Алексей Воронцов, местные жители, активисты и представители СМИ.
К назначенному времени власть в «Винновке» не появилась, что вызвало беспокойство и даже возмущение ульяновцев. В ожидании сотрудников минприроды местный житель Игорь Тараев — инициатор сбора подписей в адрес губернатора Русских о пересмотре проекта рекультивации — рассказал, что именно вызывает наибольшие опасения общественности. Например, дорогу для техники, которую в правительстве называют временной, местные видят практически как капитальную. На сегодня подписи под обращением к Русских поставили 350 человек, Тараев уверен, что легко можно собрать 500.
— Альтернативные, щадящие проекты по ликвидации загрязнения не рассматривались, — добавляет одна из местных жительниц.
С небольшим опозданием на горизонте показались представители профильного ведомства. Перед собравшимися и прессой выступил общественный инспектор по охране окружающей среды минприроды Дмитрий Тарасов. По его словам, местные жители заметили несоответствие проводимых работ представленному проекту.
— Этот проект, который получил свой бюджет, видимо, стал сильно изменяться, поэтому Росприроднадзор его не согласовывает, уже три раза отказали, — комментирует Тарасов. — Но строители, нарушая федеральное законодательство, начали свои работы. По факту это незаконно — прокладка дорог со сносом растительности. Все письма у меня получены — от Росприроднадзора, природоохранной прокуратуры. Отступать некуда, ходатайство о возбуждении уголовного дела по ст. 260 УК РФ (незаконная рубка — прим.) в Железнодорожную прокуратуру я уже написал.
В первую очередь ответственность должны понести строители, работающие без согласования и проекта производственных работ, считает Тарасов:
— От этой проблемы все отмахиваются и делают вид, что ничего не происходит, — продолжает Тарасов. — Почитав проект, мы понимаем, что работы совсем другие. В проекте предусмотрены электрические бумперы грузоподъемностью до 300 кг, и подъездные пути все осуществляются со стороны парка. Здесь даже строители понимают, что загрязнение точечное. Прораб сам говорил, что в сторону родника «Сахарного» они не пойдут. А бюджет заложен такой, что получается второй Чернобыль. После того как бюджет получен, объем работ и затратная часть резко сократились: стало меньше разнорабочих, строителей — тех, кто ручным трудом должен был обеспечить процесс рекультивации.
Кроме того, людей настораживает, что проект предусматривает проведение канализации к роще: это дает основания предполагать, что там в конечном итоге построят дома. Про застройку территории Винновки — без конкретики по местности — Дмитрий Тарасов услышал еще весной на встрече у зампредседателя правительства региона Романа Когтева. Общественники вспоминают запрос в мэрию о вырубке 300 деревьев, который недавно тоже наделал немало шума среди местных экоактивистов. Эту бумагу жители называют «пробной акцией» — посмотреть на реакцию людей. Запрос на вырубку, к слову, был отменен.
— У нас производится осушение территории тем, что загонят всё в трубы, расчищают для застройки. Единственный минус — нет канализации. Этот проект в том числе предназначен для приема бытовых сточных вод. Вот вам канализация. К роще прилегает СНТ, по границе проложена дорога. Я разговаривал с председателем, она в шоке, кричит: «У меня СНТ хотят отнять!». Всё сходится: будет застройка. Останется только узаконить, — говорит Тарасов.
Несмотря на некоторую радикальность в высказываниях, на прогулку с минприроды жители согласились. Представители ведомства провели всех желающих на место загрязнения и рассказали о проекте. Причин сомневаться в нем чиновники не видят.
— При разработке рассматривались различные варианты. Проект прошел экологическую, государственную и строительно-сметную экспертизы, механизмы обсуждались на комиссии минприроды РФ, когда был вопрос о выделении денег, всё рассматривалось в Москве, — сообщил директор департамента природопользования минприроды Роман Кирпичников. — После сдачи объекта и приема работ очистные встанут на баланс администрации Ульяновска, будет заключен договор с подрядной организацией. Все обращения жителей мы рассматриваем, даем ответы.
Проблеме загрязнения рощи и родников нефтепродуктами уже около 20 лет, анализы брались неоднократно, напоминает член общественного совета при природоохранной прокуратуре Алексей Воронцов. Он отвечает на заявления местных жителей о якобы самоочищающейся природе:
— Загрязнение нефтепродуктами никуда не ушло, не уменьшилось. Природа сама может справиться с поверхностью 5-10 см: водой вымоется, поверх нефтепродуктов напылится другой плодородный слой. Глубже не очистится. Есть альтернатива — метод биодеструкции, то есть добавления специальных микробов в грунт, чтобы не вывозить землю. Они могут пожирать нефтепродукты. Но грунт тогда нужно перекопать на всю глубину загрязнения, чтобы эти микробы могли жить и размножаться. Это работает в лабораторных условиях. При заморозках микробы погибают, и деньги будут бессмысленно потрачены. Вывезти нефтезагрязненный грунт для последующего обезвреживания — единственная возможность. Для очистки родников, которые вытекают из загрязненной линзы (насколько я знаю, линза будет сочиться еще много лет, может быть, десятки), ставятся очистные сооружения.
Фото: 73online.ru, минприроды УО, Дмитрия Тарасова
Татьяна Лисицына